Q&A от Аркадия Гершмана по вопросам, на которые мы не успели дать ответы в эфире онлайн-лекции #нашидворы 11 декабря 2020. Обязательно загляните в подготовленный для вас конспект, чтобы освежить память!

Аркадий Гершман — урбанист, автор телеграм-канала и YouTube-блога «Город для людей».

1. Влияет ли плотность города на возможность появления улиц с кучей коммерции? Или, если плотность низкая, то бизнесы загнутся?

Конечно влияет. С низкой плотностью у бизнеса просто не будет клиентов, поэтому и спроса на помещения не будет.

2. Как измерить доступность дорог на единицу площади городских дорог? Какая в среднем норма? Имеется в виду автотранспорта.

Можно высчитать площадь улично-дорожной сети (в границах проезжей части и парковки) и разделить их на общее число машин. Считается, что для одной машины нужно порядка 100 кв.м. — это два парковочных места и пространство для езды. Вот только это крайне сомнительный показатель, который можно трактовать как удобно и сделать только хуже для города.

Средней «универсальной» нормы не существует, т.к. улицы бывают разных категорий, транспортные потоки каждого города уникальны.

3. Как вы относитесь к бесконечно длинным жёлтым полоскам тактильной плитки?

Скорее плохо, точечное решение для опасных мест начинают впихивать везде без осмысления.

4. Может ли быть нерегулируемый пешеходный переход, когда по 1 полосе в каждую сторону и посередине — трамвай? Или когда 1 полоса в каждую сторону для автомобилей и по 1 выделенной полосе для автобуса?

Если между общими полосами и трамваем / автобусом есть островок безопасности — да.

5. Куда складывать снег зимой с улиц? В городах с большим количеством места между дорогой и домом снег складывается на бесконечные газоны. Куда складывается снег на маленьких улицах?

На маленьких улицах его обычно вывозят сразу. Но всегда можно накидать на парковку или соседние улицы. В крайнем случае закрывать движение машин до очистки.

6. Есть ли примеры на постсоветском пространстве, где в центре (и не только) решён вопрос с парковками, в частности — со стихийными парковками?

Конечно. В той же Москве, например. По сути, это вопрос землепользования и администрирования, где-то с этим проще (в Прибалтике это всё можно решить в рамках работы муниципалитета), где-то сложнее (в России нужно взаимодействие города и ГИБДД).

7. Нужно ли делать велодорожки внутри микрорайона, особенно там, где фактически проезд выполняет роль жилой улицы?

Если машины ездят быстрее 30 км/ч — нужно.

8. Что можно делать с улицей, чтобы она была более живой? Кроме коммерческих помещений.

Зависит от конкретной улицы и города. Инструменты есть разные, типа уплотнения и разнообразия функций (построить офисный центр, кампус университета и тд).

9. Что вы можете привести в пример по поводу дешевой переделки дворов хрущевок?

Просто хорошо озеленить — это инвестиция на следующие лет 50, которую нужно лишь аккуратно поддерживать.

10. Что можно сделать, если между двумя домами не только проспект, но и парковка с каждой стороны? Есть ли примеры очеловечивания таких пространств?

Зависит от того, чья это земля. Если городская — можно озеленить или уплотнить. Если это земля жителей дома, то тут сложнее — они как собственники должны сами решить её судьбу.


Вопросы с лекции, на которые уже были даны ответы:

1. Может ли город быть комфортным с удобными дворами для всех, но с большими дорогами для машин? Жители будут больше времени проводить во дворах, а улицы использовать для перемещений.
2. В наших городах мало маленьких улиц. В основном у нас есть проезды во дворах. Могут ли они быть жилыми улицами, если они проходят через дворы? Или это пространство для жильцов? Где тогда в наших городах должны быть комфортные улицы?
3. Как могут городские магистрали стать нормальными улицами в уже сложившейся застройке? Это вообще возможно? Всегда ли это нужно?
4. Сколько лет нужно, чтобы в городе улицы стали нормальными? В случае работы со дворами люди могут договориться с соседями и начать изменения. Но как доказать людям, что нужно заниматься улицей? И кто вообще должен заниматься изменением улиц?
5. Вопрос из серии «яйцо или курица?». С чего начинать благоустройство: с улицы или со двора? Особенно в случаях междомовых пространств.
6. Как донести до городских планировщиков, что они делают город некомфортным своими решениями? Почему так делается, если мы все пользуемся городом?
7. Вы часто упоминаете термин «транзитная зона». Поясните, что вы имеете в виду.
8. Пользуются ли каким-нибудь программным обеспечением для симуляции нагрузок на общественный транспорт? Если нет, то на что опирается проектирование дорог и улиц?

Ответы на них мы бережно сохранили для вас в видео с лекции.


P.S.
1. Спикер и команда Платформы оставляют за собой право не отвечать на нечётко сформулированные и неверно адресованные вопросы.
2. Мнение Минской урбанистической платформы может не совпадать с мнением спикера.
3. Если вы хотите получить консультацию и заказать проект для двора у Минской урбанистической платформы, то будем рады обсудить и рассмотреть каждый случай отдельно: пишите нам на minskurban@gmail.com с темой «Хотим классный двор!»

Спасибо за понимание!