Дмитрий Бибиков


Вместо итогов 2019 — проблемы честного бизнеса — смерть долёвки? — добрый МАПИД — TOD в Минске! — чего мы ждём от 2020

Доброго нового года, урбанистки и урбанисты! Его первый месяц перевалил за половину, и вместо отдельного материала с итогами 2019 и ожиданиями от 2020 мы свяжем и то, и другое с урбанистическими новостями текущего момента. Однако начнем мы с достаточно забавного материала, который так и хочется определить в категорию «Современная городская археология»: журналисты портала tut.by отыскали (в голове возникает образ Индианы Джонса) остатки первой минской электростанции. Ежегодные достижения и провалы не должны отвлекать нас от безвозвратных потерь, к которым относится и эта — в Минске и до сноса электростанции было крайне мало объектов с таким сочетанием архитектурной и исторической ценности, а стало еще меньше.

2019/2020

Многие за последние недели не устояли перед соблазном подвести итоги и сформулировать ожидания от Минска в наступившем году. Tut.by рассказал о масштабных объектах, которые должны открыться в Минске в 2020 году. Более аналитическую статью можно прочитать в блоге «Беларускі ўрбаніст», заодно ознакомившись и со списком мест, где Минск раньше был лучше. Онлайнер посвятил материал тому, какие (визуально устрашающие и архитектурно-градостроительно неграмотные) новые торговые центры появятся в городе в 2020. Трудно найти в себе силы всерьез или шутя анализировать эти сараи, создатели которых вдохновлялись, кажется, словами известной песни «на лицо ужасные, добрые внутри». Впрочем, мы всё же критиковали городские ТЦ подробно и серьёзно чуть ранее.

Ради любопытства можно также ознакомиться с отчетами о проделанной работе и планами на новый год от глав районов Минска или почитать об инвестпрограмме города на 2020, но, в силу особенностей изложения наших госорганов, это занятие не для слабонервных. Впрочем, есть и однозначно хорошие новости на коммунальном фронте: судя по всему, в городе станет меньше заборов и больше ограждений из кустарника!

В большом и растущем городе, каким является Минск, всегда есть две темы, соперничающие за внимание жителей: жилищная и транспортная политики. Жилищную политику у нас, как известно, воплощает застройщик, без которого невозможен ни один минский урбан-дайджест (автор вздыхает). Пока Данины «Минск Мир» и «Маяк Минска» разрастаются, а их же «флагманский проект» на Октябрьской площади находится на завершающей (терминальной) стадии строительства, компания применяет к нам, горожанам, все более тяжелую пиар-артиллерию. Результаты, при образе мысли и ценностях этих людей, изумительны. Так, выясняется, что «Дана Холдингз» не только «занялась городской экологией», но и строит настолько выдающиеся вещи, что об этом в одни голос докладывают госканалы. В один голос в буквальном, если что, смысле. Интересно, это такая фича и теперь госмедиа будут пропагандировать и по формально частному заказу? Не таких реформ требовал от нас Всемирный банк! Неудивительно, что героиня этих нативных новостных сюжетов оказалась вовсе не профессором МАРХИ, как это заявлялось, а только училась там с достаточно смешанными результатами. Минчанам и минчанкам со стажем ее наряд и история в целом напомнят о таинственной незнакомке в кандибобере, но смешного тут не так много.

ПРОБЛЕМЫ ЧЕСТНОГО БИЗНЕСА

Похоже, статьи о том, как в «Маяке Минска» жить хорошо молодому человеку без семьи и машины, помогают всё меньше — тем более, что даже в немногочисленных достоинствах объектов Даны заслуг самого застройщика практически нет, и все это понимают. В общем, в столице крепчает дискуссия о том, что с нами, горожанами, можно и чего нельзя делать: обсуждается, например, стыдно ли покупать квартиры у «Дана Холдингс» и «Тапаса». Более того, после циничного по отношению к защитникам минской природы поста (и скандального последующего поведения) рассталась со своей должностью пиар-менеджерка ресторана в Лебяжьем, куда «случайно» заезжает Президент республики.

Хорошо, что в Беларуси растет «культурный слой» гражданского общества, для которого репутация важна, но хотелось бы видеть в первую очередь развитие инструментов кооперации, взаимовыручки и диалога, а не просто молота общественного порицания. Репутационная гонка даже может быть опасной: если под давлением общества из условной Даны или Тапаса уйдут все оставшиеся там приличные архитекторы, еще неясно, кто от этого больше проиграет — Каричи уйдут, а дома останутся! Кроме того, падение репутации и даже спроса на их товар не так уж и катастрофично для этих компаний в силу их не вполне рыночного характера. Как это ни печально, общественность может только доставить им неприятности, но не победить, а все понесенные потери будут компенсированы за счет клиентов/налогоплательщиков — как и всегда, собственно. Это, конечно, не значит, что нам всем стоит молчать, но стоит иметь в виду перспективы и в том числе задаваться вопросом, какие новые (крапленые) тузы вытащат из рукава братья Каричи.

СМЕРТЬ «ДОЛЕВКИ»?

На судьбу долевого строительства в Беларуси может намекать разнос застройщиков, устроенный Лукашенко. Президент обвинил их в высоких ценах на жилье; было решено, что при строительстве жилья за счет средств граждан застройщикам ограничат рентабельность до 5%. Здесь отметим, что бюрократия, дикие порядки строительства (вроде непременных и пустующих технического этажа под крышей и цоколя), а также, конечно, священные поля в черте города тоже ещё как повышают итоговые цены жилья, но это отдельная тема. Указ вызывает моментальную печаль даже у таких веселых и острых на язык застройщиков, как Вадим Тачкин: а он, кстати, хотел сносить Осмоловку и убеждал нас в пользе этого сноса — со всем напором и обходительностью молодого человека, настойчиво просящего дать ему позвонить с вашего мобильного в темном парке далеко за полночь.

Происхождение нового указа может быть связано с постоянными проблемами брошенных на произвол судьбы дольщиков вроде недавнего скандала с Тамбазом, директор которого в итоге отправляется в тюрьму. Пожалуй, есть и другие способы решения этой задачи помимо фактического умерщвления сектора коммерческой долевки. Да, такого нет в более богатых странах с низкими процентными ставками по кредитам, но мы ведь не такая страна, верно? Очевидно, что только богатое беларусское государство и, скорее всего, некоторые застройщики-кудесники (угадаете какие?), смогут работать при такой рентабельности. На первый взгляд может показаться, что мы отправляемся назад в будущее социализма, но, скорее всего, речь не об этом. Есть пара гипотез о последствиях такого указа, при условии, что от него не откажутся напрямую, либо что он не окажется достаточно дырявым, чтобы его можно было обходить.

Во-первых, может произойти общее сокращение объемов жилищного строительства и вырастет цена, от чего станет хуже всем, кто покупает, и лучше всем, кто продает. Во-вторых, возможно расслоение застройки: долевку для среднего класса будет строить только государство, притом строить будет мало. Жилье под ключ будут строить частные застройщики для высшего среднего класса и выше. В-третьих, у некоторых застройщиков (угадаете каких?) возникнут разные схемы, скрывающие прибыль и завышающие стоимость строительства, а их социальные обязательства по отношению к городу станут еще более «отрицательными», чем были прежде: детские сады, школы, дороги, сети и прочая инфраструктура будут отнесены на счет города. Это ли не цель указа? Конечно, у более рыночных застройщиков также появятся финансовые инструменты для помощи клиентам, но это повысит цену, снижая их конкурентность. В общем, зачем повышать эффективность своего бизнеса и бороться с конкурентами через качество товара, если можно просто выгнать их из своего ценового сегмента?

ДОБРЫЙ МАПИД

Целый ворох новостей попадает в ту же неясную сферу ренационализации строительной индустрии. Так, Лукашенко упростил постройку коттеджей и таунхаусов госзастройщиками, которые теперь могут получать земельные участки под коттеджи без проведения аукционов, а МАПИД приступит к строительству нового жилого комплекса в районе ТЦ «Экспобел». Вспоминая бесчисленные каменные горки при чтении этих новостей хочется всплакнуть, но есть всё же и (редкий) шанс закончить раздел на мажорной ноте. Речь о завершении строительства таунхаусов от МАПИДа в Малиновке. План застройки и ландшафт вокруг вышли не ахти, но качество архитектуры и её масштаб искренне поражают — в положительном смысле. Только представьте, что такое станет нормой для Минска и городов-спутников!

ТРАНСПОРТ В ГОРОДЕ

Транспортные новости Минска, чего уже скрывать, по мере приближения лета все больше будут касаться одной, зато очень важной (и дорогой!) темы — прогресса в строительстве 3-й линии минского метро. А вот ещё и альтернативный фанатский обзор на ту же тему. Впрочем, не метро единым: так, минчане предлагают сделать платным въезд в центр и находят частично позитивный отклик в горисполкоме на этот счет: возможно, из города будет введена оплата за въезд грузовиков. Развивается и инфраструктура управления транспортным спросом: хотят создать муниципальную службу, которая займется парковками в Минске. Самих платных парковочных мест в городе стало на 185 больше.

ТРАНСПОРТ И ТОЧКИ ПРИТЯЖЕНИЯ

Без Даны не обошлось и тут: ими в Минске косвенно пролоббирован новый шестиполосный проспект. Конечно, это довольно сильно расходится с их рассказами о доступности метро и «городе в городе», но разве мы к этому не привыкли?

Не только новости о полосах и автобусах касаются транспорта: решение реконструировать полиграфкомбинат на площади Коласа в многофункциональный центр, а также попытки продать Дом печати на проспекте Независимости очень важны для гармоничного развития функционально-пространственной структуры города и его доступности на общественном транспорте. Очевидно, что даже в свои лучшие времена оба этих объекта давали работу меньшему числу людей, чем они смогут давать после реконструкции под многофункциональные центры.

Создание двух заметных центров прямо у метро как нельзя лучше соответствует принципам transit oriented development (TOD). Заметим в контексте деиндустриализации Минска: люди, работающие на производстве, тоже заслуживают удобного доезда до работы (без машины), а потому не стоит считать мелкий, без тяжёлых выбросов «пром» несовместимым с центром города. И уж точно здорово, что полиграфкомбинат не станет очередным (недостроенным) отелем люкс. Кому из нас от него стало бы лучше?

Логично, что публика в Минске перестаёт бездумно радоваться новым отелям. Тем более если мы надеемся привлекать кого-то, кроме выходцев из определенного региона, приезжающих за определенным типом отдыха. Увы, именно такое нечто и строят на месте снесенного ВДНХ. Как бы плохо выставочная функция не подходила изменившемуся укладу жизни и смыслу центра Минска, роскошный отель в дубайском стиле тут ничем не лучше — и уж точно из-за него упускается ещё больше шансов. Тема «морального падения» исторического центра Минска в прямом и переносном смысле вообще заслуживает отдельного обсуждения и исследования — надеемся, придёт и её черёд.

После активного обсуждения снижения допустимой скорости в городах Беларуси до 50 км/ч странновато выглядят новости по следам президентского урбан-разноса: ГАИ опубликовала список участков повышения скоростных режимов на дорогах и отчиталась о планируемом повышении скоростного режима на МКАД. Хочется думать, что это не ответ на инициативы по снижению скорости в городах Беларуси, поскольку МКАД (пока еще) не вполне улица города — впрочем, многие улицы и проспекты города уже не очень похожи на улицы по своему виду и ощущению, являясь скорее заблудившимися в двухмиллионнике загородными трассами.

В заключение хочется сказать, что делать обзоры новостей Минска не так легко, как казалось: событий много и развиваются они динамично. Надеюсь, что в 2020 мы увидим, что гражданское участие будет выражаться не только в написании петиций, общественный транспорт города продолжит развиваться не только количественно, но и качественно, а управление транспортным спросом станет более ясной целью. Наконец, остается надеяться, что конкуренция со стороны государства и (малой) части коммерческих застройщиков продолжит оказывать давление на корифеев («Айрон» и «Тапас») и новичков («Дана») Дикого Запада минского жилищного строительства и они будут вынуждены больше работать над качеством своего товара.

Фото: Павел Садовский realt.by