Дмитрий Бибиков


Что удешевляет застройку – как реконструировать привокзальные площади – чем мы будем платить за проезд – что строят за кольцевой и что об этом думать

Доброй пятницы, урбанисты и урбанистки! Прилив новостей дает повод посмотреть на город в ретроспективном упорядочении. Начинаем с хорошей сборной статьи от онлайнера, посвященной изменениям Минска за последние 10 лет. Похожий, но менее веселый материал, предлагает выбрать худшее здание в городе за последние годы. Трудно не согласиться с общим тоном первого текста: Минск за последнее время точно стал более приятным для жизни городом. Впрочем, такие его беды, как автомобилецентричность и убогие общественные пространства, сохранились, а к ним добавились и «новые» в лице коррумпированных застройщиков вроде Даны и Тапаса или киосков «Табакерка».

Минск точно сделало бы лучше более пристальное внимание к потребностям каждой из групп жителей. В частности, город не всегда отвечает потребностям женщин, которых ещё называют «невидимыми пользовательницами» спроектированных объектов. Одним из примеров работы над этой проблемой может стать освещение пешеходных зон города, дополнительно оборудованное датчиками движения. При оптимизации энергопотребления в городе может стать меньше тёмных участков, если сэкономленную электроэнергию потратят на их освещение. Согласно некоторым рейтингам гендерного равенства, наша страна не в числе самых отстающих, а новым главным архитектором Минска стала женщина, но все это — скорее стимулы двигаться вперед, чем почивать на лаврах.

ДАНбасс

Выяснились новые интересные подробности про ЖК «Vogue» приснопамятной «Даны», запредельная плотность которого не имеет аналогов в Минске. Оказывается, новых деталей от Мингорисполкома можно не ждать, поскольку условия инвестдоговора «конфиденциальны». Такое бдение о бизнес-тайне застройщика и само по себе возмутительно, но характер создаваемого жилья делает его просто неприемлемым: площадь под застройку перегружена предельно. Прелести другого объекта Даны, ЖК «Маяк Минска», уже познали его жители, чьи дворы больше похожи на неорганизованную парковку у сельской ярмарки. Увы, в Минске одних только ставших достоянием общественности случаев малозаконной застройки достаточно много. Аналогичная и такая удобная «путаница» окутывает разрастание присутствия «Тапаса» в районе Лебяжьего.

Радует, что экспертное сообщество начало высказываться о природе проблем с жилой застройкой Минска. Например, вышел обзор причин дороговизны и убожества основной массы новостроек города. От себя хочется добавить, что стоимость повышается в том числе из-за непредсказуемости процесса согласования и получения разрешения на строительство. Такая непредсказуемость у нас вызвана бюрократией, произвольностью части решений и в целом хаотичностью системы общественных обсуждений, где в равной степени вероятны как отмена прежде разрешенного строительства из-за протестов жителей, так и полное игнорирование их мнения в вопиющих ситуациях. И животноводство! В смысле, поля сурепки в городской черте точно не снижают накал борьбы за участки под застройку. А что же снижает итоговую стоимость недвижимости? Очень разнородные факторы: равномерно развитая в городе система общественного транспорта; унылые дома от госзастройщиков, построенные для нуждающихся; разного рода паразаконная помощь государства в выдворении людей из индивидуальной застройки через ГП (ПДП) или же удаление земли из зоны ЛР, а также, парадоксальным образом, взяточничество и структурная коррупция в доступе к земле, ускоряющие и упрощающие бюрократические вопросы.

Транспорт и город

Качество общественного транспорта, наряду с водно-зеленым диаметром и крутыми вещами в бывшем проме (Октябрьская и т. д.) относятся к числу главных достоинств Минска. Тем не менее, работать есть над чем: так, организация пространства у железнодорожного вокзала, несмотря на недавнюю реконструкцию, оставляет желать лучшего. Помимо названных в статье моментов, кажется важным упомянуть полное отсутствие на площади деревьев и явный недостаток озеленения в целом. Привокзальные площади бывают самыми интересными в городе, а наша, увы, пока несовершенно выполняет даже свои «технологические» функции. Успешно и куда более амбициозно такую площадь в этом году реорганизовали во Львове. При этом площадь работает как интермодальный хаб, то есть транспортно-пересадочный узел, — в Минске тоже планируют их создавать. Хочется надеяться, что качеству общественных пространств в этом проекте уделят достаточно внимания и не придется создавать петиций об их переделке, как это происходит в случае перманентно реконструируемой улицы Немига.

Многие решения по разумной организации движения пилотно внедряются в Полоцке. В Минске в 2020 году расширят применение одного из них: выделенных полос для движения общественного транспорта Такие полосы уже есть в городе, правда, что важно, они не всегда физически обособлены.

Развитие и электрификация общественного транспорта в городе, а также снижение числа поездок на личных автомобилях важны не только для борьбы с изменением климата, которое для РБ может кому-то показаться абстрактной целью, но и для нашего здоровья. Так, оказалось, что загрязнение воздуха микрочастицами может приводить к раку мозга. Это не единственное из впечатляющих научных открытий в сфере нашего влияния на себя и среду вокруг нас. Так, исследование температуры воздуха в Амстердаме показало, что в самые жаркие дни воздух над городом прогревается до высоты 50 этажа! Это очень важный факт, помимо прочего, для работы пассивной вентиляции в зданиях. Принцип действия ее на наших широтах основан на разнице в температуре внизу здания и на его крыше. В южных же странах вентиляция работает горизонтально, со световой на теневую сторону здания. На практике это значит, что в вашем пяти- или девятиэтажном доме вентиляция просто не сможет работать в самые жаркие и безветренные дни, когда она больше всего нужна. Если для здоровых взрослых людей перегрев в сочетании с с ухудшенным воздухообменом чреват дискомфортом от бессонницы, то для детей, людей старшего возраста или больных такая ситуация может оказаться смертельной.

В Минске намереваются заменить киоски для продажи билетов на общественный транспорт тысячей терминалов самообслуживания. Это неплохо, ведь киоски, пригодные только на покупки билетов, — явное расточительство. С другой стороны, пока не ясно, будет ли в наземном общественном транспорте возможна оплата проезда при помощи банковской карточки.

Появилась новая информация о проекте строительства линии скоростного трамвая из Сухарево в центр города. Проект, которые показан на видео, своим эстакадным исполнением скорее напоминает легкое метро, чем скоростной трамвай, и потому может выглядеть непривычно, а то и резать глаз не привыкшим к такой инфраструктуре минчанам и минчанкам. Тем не менее, транспортных систем наземного исполнения в Европе немало, и если такая технология даст сравнимые с метро пропускную способность и путевую скорость за меньшие деньги, то можно лишь радоваться. Впрочем, ввиду планируемого массового обновления наземного городского пассажирского транспорта перспективы вложения заметной суммы в один проект кажутся туманными.

Не стоит забывать, что велосипед также может и должен восприниматься как вид транспорта, о прогрессе в этом вопросе можно почитать из обзора велосипедных новостей от МВО. Трансформация города для любых целей, в том числе под перемещение на велосипеде, требует изменения потоков финансирования и налогообложения, скажем, по примеру Копенгагена. В Минске, кажется, начинает появляться такое понимание, насколько можно судить из интервью генерального директора «Мотовело» об умных городах. Многие из таких решений у нас уже применяются и еще большего можно ожидать вскоре: так, портал национального кадастрового агентства, который уже очень прилично работает, и обещает стать еще лучше с помощью ЕС. Тут уместно вспомнить и про умную остановку возле метро «Немига», которая, несмотря на иронию многих, делает жизнь пассажиров удобнее и приятнее.

Жилье

К счастью, не все новости из мира жилищного строительства в стране и ее столице связаны с деятельностью Даны и Тапаса. Так, принята новая законодательная рамка для повышения энергоэффективности жилья. Это очень важный момент, и хочется увидеть скорейшую термомодернизацию жилья, но дьявол скрывается в деталях. Важнейший вопрос заключается в том, каким образом такие проекты будут реализовывать в домах с худшими показателями энергоэффективности: межвоенных и послевоенных рабочих поселках, непарадных сталинках и хрущевках. В этих домах термомодернизация и нужнее всего и притом дороже всего. При этом в них чаще среднего живут более бедные люди, в том числе старшего возраста, там же больше всего самых дешевых арендных квартир. Все эти факторы сделают реализацию проекта в такой застройке сравнительно более сложной. Легко найти целые районы такой застройки на роскошной интерактивной карте всех домов Минска от TUT.BY. Материал на похожую тему недавно опубликовал Беларускі ўрбаніст, снабдив его скриншотами и панорамами.

Тем временем разрушители стереотипов, группа компаний «А-100», стали собственником самого нового предприятия в стране по производству сборного железобетона, или, как его принято уничижительно называть в народе, «панелек». Хотелось бы, чтобы горожане и журналисты при критике жилья грамотней использовали название конструктивной системы здания, которая ни в чем не виновата: больше всего проблем создает высокая плотность при отсутствии инфраструктуры и автомобилецентричный дизайн пространств между зданиями. Сами же по себе панельки могут быть очень даже приличными, и чтобы в этом убедиться не обязательно ехать в деревню Копище. Вот, к примеру, как выглядит панельный дом, недавно построенный в Бресте.

Меж тем Минск растет все дальше за кольцевую: вот уже показывают, какие коттеджи и многоэтажки будут строить в Соколе. Гораздо большую площадь займет целый новый район за кольцевой. Все это не плохие новости, Минск, в противоположность мировым трендам, более чем плотный город, и массовое строительство за кольцевой явялется одним из решений. Ведя такую застройку, очень важно не потерять главного плюса города — хорошую доступность на общественном транспорте — и одновременно решить одну из его главных проблем: беспорядочную застройку многоэтажным жильем без организации открытых пространств.