Дмитрий Бибиков


Природа не очистилась — неочевидные жертвы пандемии — общественный транспорт в зоне риска  — цифровое будущее городов уже здесь

Доброй пятницы, урбанисты и урбанистки! Этот обзор — предпоследний в серии, и он будет необычным: мы поговорим о коронавирусе и его влиянии на города мира и мировую урбанистику.

В режиме пандемии планета живет уже около полугода. За это время не только стали видны первые её эффекты для городов, но и появилось много идей того, как нам жить с вирусом — и после его ухода. Из новостей мы знаем, что в городах воздух сначала очистился, а теперь снова стал почти такой же грязный, уровень шумового загрязнения снизился, а после вырос, общественный транспорт пострадал, а некоторые города бросились создавать пространства для людей, чтобы те не сидели взаперти.

Но начать все же хочется с чего-то другого, более человеческого и важного. Часто можно услышать оптимистичные возгласы о том, что, как и любой другой кризис, пандемия COVID-19 делает возможными позитивные изменения в дальнейшем. Вместе с тем, прямо сейчас пандемия и карантин становятся трагедией для беднейших стран, а также для уязвимых слоев населения в странах вовсе не бедных, вскрывая системные проблемы многих городов мира. Предсказуемым образом именно городские бедные стали первыми жертвами пандемии. В странах с более сложной этнической структурой, чем Беларусь, — таких как США — экономическое неравенство осложняется неравенством расовым.

Вирусы фундаментально влияли на на развитие и планирование городов и до Ковида. Впрочем, самый губительный вирус в в современной истории, испанский грипп 1918–1920 гг., не только был забыт еще «при жизни», но и не отразился почти никак на урбанизме своего времени.

Сегодня, к счастью, активные дискуссии ведутся не только в сфере эпидемиологии, но и в сфере планирования городов и управления ими. Так, в связи с ограничениями в работе транспортых систем снова на первый план выходит концепция города коротких дистанций. Набирает силу движение за освобождение городских пространств от припаркованных автомобилей в пользу мест для отдыха и общения на свежем воздухе.

ТРАНСПОРТ

Сфера мобильности в последние 5–10 лет радикально менялась — как в результате активных действий публичного сектора, так и в связи с появлением средств индивидуальной мобильности вроде электросамокатов, велопрокатов, а также агрегаторов такси и возможностей снять машину в аренду. В данный момент не до конца ясно, какое именно влияние на мобильность окажет пандемия и реакция общества на нее. Тем не менее, достаточно ясно, что определенные и очень конкретные вещи случатся в ближайшее время: к примеру, больше внимания уделят чистоте подвижного состава, составы станут курсировать с большей частотой, будет организована поддержка транспорта со стороны государства. В случае же, если общественный транспорт не получит должной поддержки, качество обслуживания может колоссально упасть уже в среднесрочной перспективе.

Тем не менее, многие города уже объявили об амбициозных планах и даже начали реализовывать их. В Париже уже в апреле планировалось создать дополнительные 650 километров импровизированных велодорожек для безопасного перемещения тех, кто не может работать на дому. В Милане объявлено о плане радикально уменьшить присутствие личного автотранспорта в центре города. Решение связано с низким качеством воздуха предальпийской Италии, самого плотно заселенного и индустриализированного региона страны: здесь в ходе пандемии выявили заметную положительную связь между смертностью и загрязнением воздуха.

Велосипеды и их прокат, так же как и электросамокаты, стали одними из героев пандемии, помогающих смягчить урон от неё и выиграют от ее последствий в долгосрочной перспективе. Так, в Хельсинки начали сезон велопроката раньше обычного, и это однозначно продемонстрирует его важность для жителей и даст многим повод активнее им пользоваться. Запрос на велопрокаты в целом на подъеме, притом в ходу не только конвенциональные, но и новые решения: более богатое билетное меню с абонементами и программами поддержки лояльности, более широкий спектр доступных велосипедов, включая электрические.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Вирус сделал для цифровизации городской жизни больше, чем усилия многих правительств и частных акторов. Это касается далеко не только приучения людей к видеоконференциям в Zoom и удаленной работе, организованной через облачные сервисы. К примеру, платформа Populus помогает городам планировать закрытие и открытие торговых улиц на карантин максимально эффективным и щадящим образом. Большие данные используются и для детального анализа результатов отдельных карантинных мер, а также при планировании стратегии борьбы с вирусом. Пожалуй, использование больших данных и цифровых инструментов с высокой степенью доверия — скорее сложившийся факт, чем близкое будущее. Одним из самых характерных и убедительных примеров являются исследования того, как изменилась мобильность горожан во время карантина и после его частичного снятия — не только невозможные, но и попросту невообразимые 10–15 лет назад. Еще больше впечатляют комплексные проекты, позволяющие по многим критериям оценить, насколько город и его отдельные районы влияют на здоровье жителей.

События последнего времени, одновременно страшного и интересного, несомненно изменят города. Однако, городская жизнестойкость — упрямое свойство, и даже после самых мощных единоразовых событий города по инерции стремятся к предыдущему, временами деструктивному, состоянию. Тем не менее, многие из последних вестей сулят городам более радостное будущее, в особенности если нам удастся преодолеть инерцию и сделать из текущего кризиса выводы о необходимости большей солидарности и ориентации на важные, не краткосрочные цели.

Фото: Domino Park Introduces Social Distancing Circles to Adapt to the COVID-19 Crisis © Marcella Winograd