Дмитрий Бибиков


Летние и новые пространства Минска — столица в велорейтинге СНГ — мечты рынка недвижимости — борьба с паркунами — разделение мусора и дизайн

Доброй летней пятницы, урбанистки и урбанисты!

Теплые дни вернулись в город, минчане вышли на улицы навстречу друг другу и коронавирусу. Ожили и быстро ставшие привычными открытые фудкорты, пространства радости (для среднего класса), такие как «Песочница» на заводе «Горизонт» или продолжающее тематику детства голубого пространство «Двор» на ст. метро «Фрунзенская». Эти места, равно как эмблематичную улицу Октябрьская, попытается потеснить новая площадка по соседству с заводом «Горизонт», презентованная недавно. Проект выглядит пресновато: чтобы стать «частной Октябрьской», нужно быть ярче и круче «общественной». На визуализациях едва ли даже бледная её тень. Не назвать это и «архитектурой инстаграма», очень уж всё дженерик, такое вы видели много раз и везде. Проект куда ближе, скажем вежливо, к «скандинавскому» (ирония) стилю — все серенько, плосконько и скучненько. Впрочем, он же показывает явный рост стандартов: то, что пять или десять лет назад было бы принято с восторгом, сегодня кажется на столько же лет устаревшим. Надеемся, это только первые прикидки и живой проект окажется куда более дерзким, изобретательным и амбициозным, притом не только эстетически, но и по функциональному наполнению.

ТРАНСПОРТ

Вот так новость: введение в строй третьей линии минского метро откладывается. Тем не менее, прогресс, есть и занятно его отслеживать в очередном обзоре от городских фанатов общественного транспорта. Рельсовый транспорт города не заканчивается на метро, и последняя реконструкция трамвайных путей сулит ускорение движения.

Не только и даже не столько физической инфраструктурой развивается транспортная система города: в маршрутках теперь можно оплатить проезд при помощи телефона, а на улицах и площадях города все чаще можно увидеть специально отведенные места для парковки прокатных велосипедов и самокатов. Последний пример достаточно парадоксален, поскольку ничего не мешает сделать эти зоны для парковки внутри приложения и обойтись без разрисовывания тротуаров. Между тем выяснилось, что Минск «признали одним из лучших городов для велопоездок в СНГ». Хочется по этому поводу вспомнить скабрезную шутку из Игры Престолов, но фактически и это достижение чего-то стоит. Высокое место Минска даже в таком малопрестижном списке вовсе нам не гарантировано, и мы можем его легко потерять, просто стоя на месте — уровень всех конкурентов примерно одинаково низкий.

НЕДВИЖИМОСТЬ

Хотя в Минске страдает общепит и сектор аренды помещений под мероприятия, а также падает число сделок на вторичном рынке жилья, застройщики не стесняются делиться амбициозными ожиданиями на долгосрочную перспективу. Так, директор «Датч Стар» ожидает что в Минске повторится московская история с принудительным сносом хрущевок. Пока что такой сценарий выглядит маловероятным — и уж точно не слишком желательным: в этой ситуации будет строиться крайне высокоплотное жилье, что нехорошо само по себе и приводит к неравномерному росту давления на инфраструктуру. Гораздо более эффективной и менее инвазивной была бы систематическая надстройка мансард с реконструкцией самих зданий, но такое решение требует высокой культуры диалога либо крайне авторитарной стратегии. Впрочем, высокоплотная застройка не обязательно имеет только минусы и может быть реализована прилично даже в Беларуси, как показывает пример строящегося ЖК «Комфорт парк» на Тимирязева.

БЛАГОУСТРОЙСТВО

В городе началось долгожданное обострение борьбы с паркунами! Теперь на смену бесполезным полусферам инфантильных цветов пришли малополезные столбики. Трудно не испытывать своего рода шаденфройде, наблюдая за страданиями беспечных обнаглевших автовладельцев, но происходящее не похоже на систематическое решение острой проблемы — приспособления советских дворов под реалии 21 века. Для начала необходимо решить, кому принадлежит двор и кто его содержит, а потом сделать проекты реконструкции, адекватные современному положению вещей и его требованиям. Любые действия вне этой канвы едва ли имеют шанс на осмысленный результат. Не приходится сомневаться, что сделанные во время СССР проекты дворов не соответствуют текущему уровню автомобилизации и образу жизни, а потому ни столбики, ни полусферы стратегически этот вопрос не решат.

Впрочем, новые платные муниципальные парковки появляются по всему городу, и это часть рецепта успеха. Было бы интересно узнать, как отслеживается заполнение этих парковок и оценивается их влияние на общую ситуацию с парковкой в жилых зонах. Подсказка: это можно отследить, например, по изменению количества жалоб от жителей.

В Минске наблюдается определенный прогресс и в сфере менеджмента коммунальных бытовых отходов: новые дома регулярно строятся без мусоропроводов, а в старых они завариваются. Для таких домов было презентовано (устрашающее) дизайнерское решение в виде модульной контейнерной площадки. Дизайн крайне важен: если мы хотим сделать сегрегацию мусора привычным и достойным делом, нужно чтобы опыт пользователя такой контейнерной площадки как можно меньше напоминал приближение к вонючим и разбитым контейнерным площадкам Минска. Новое решение является в какой-то мере шагом вперед в плане своего конструктивного решения: здесь меньше шансов, что в контейнерах начнет бурно и пахуче развиваться новая жизнь. Тем не менее, визуально они по-прежнему выглядят чудовищно, и это большая проблема: едва ли Эппл завоевал бы мир, если бы их дизайн был так же пугающе неубедителен.

Фото: Barbara Steiner (Ed.) Superkilen. A Project by BIG, TOPOTEK 1, SUPERFLEX. Stockholm 2013. ISBN 978-91-87543-02-09