Дмитрий Бибиков


Пандемия и рынок жилья — что меняет районы Минска — как слезать с иглы автомобилизма — минский девелопмент и цинизм

Доброй пятницы, урбанистки и урбанисты! Пока ситуация с коронавирусом остаётся нестабильной, в особенности в Беларуси, многие городские процессы теряют свой привычный темп. Так, продажи квартир находятся на самом низком уровне за последние 5 лет, при этом цены на жилье в новостройках также падают.

Впрочем, кризис угрожает всем по-разному. Так, недавно миру был явлен очень любопытный ПДП в границах бывшего аэропорта Минск-1 (читай: для «экспериментального» проекта Даны «Минск-Мир»). Судя по всему, этот застройщик больше всех верит, что минчане готовы пересесть с иглы личного автомобиля на общественный транспорт и велосипед: суммарное число квартир в районе вдвое больше числа парковочных мест, только половина из которых отведена собственно жильцам!

Минск растет не только в своих административных границах, городская застройка возводится и за его пределами. К примеру, в Зацени достраивается поселок таунхаусов. Однако в силу разных причин далеко не все из этих поселков находят своих покупателей. Схожая судьба и у дачных поселков вокруг Минска: даже перспектива лета без заграничного отдыха и угроза заражения не убеждают людей приобретать недвижимость в дачных кооперативах. Так что в ближайшее время едва ли стоит ожидать активного развития предместий Минска, в особенности в формате малоэтажного и индивидуального жилья.

ТРАНСПОРТ

Трудно обойти стороной строительство третьей ветки минского метро, которую должны открыть уже через несколько месяцев: появился обзор прогресса за апрель, а также хороший фотоотчет, показывающий, как выглядят почти готовые станции метро. Метро — главное отличие Минска от любого города Беларуси, а история его строительства очень интересна, в чем можно убедиться в недавнем видео от блога Беларускі ўрбаніст.

Значение метро для города хорошо заметно на примере того, как после продления первой линии изменились Брилевичи. Впрочем, Уручье, представленное в статье как ориентир по качеству жизни, — печально низкий стандарт. Не только строительство метро способно изменить район: появление крупных спортивных сооружений кардинально изменило жизнь в Чижовке, которая в силу удаленности и изолированного расположения заслуженно считается одним из самых проблемных районов города.

Минск — противоречивый город, где заметные ресурсы выделяются на развитие сети общественного транспорта, но многие решения откровенно враждебны пешеходу. Поездка на автобусе не может быть удобна, если ее пешеходный отрезок будет вызывать раздражение. Одной из главных проблем являются, конечно, подземные переходы, которых в городе крайне много. Городская администрация честно старается сделать их доступными, оборудуя лифтами, но едва ли это в принципе возможно довести до конца при наших финансовых ресурсах. Разумным шагом для начала кажется дублирование каждого такого перехода наземным, пускай и с ограниченной фазой — это не оптимальное решение, но оно продемонстрирует реальные предпочтения горожан, а также позволит оценить воздействие наземных переходов на автомобильный трафик.

ВЕЛОСИПЕД

Подземные переходы — серьезная проблема не только для пешеходов, но, разумеется, и для велосипедистов, а также пользователей других средств индивидуальной мобильности. Несмотря на низкие темпы, отдельные шаги к созданию удобной сети велодорожек продолжаются: объявлено о планах строительства восьмикилометровой велодорожки вдоль проспекта Дзержинского.

Отсутствие развитой сети велодорожек — фундаментальное препятствие развитию велодвижения, но это не единственное узкое место городской инфраструктуры. Велосипед нужно где-то хранить, и при повседневном использовании квартира для этого не оптимальна. Несколько лет назад в Минске начали строить велопарковки, которые, впрочем, выглядят достаточно пугающе, в особенности в сравнении с амстердамскими. Внешний вид таких объектов важен, поскольку он формирует эмоциональное восприятие велосипеда как убогого и второсортного вида транспорта, указывая на его низкий приоритет. С другой стороны, сам Минск как раз настолько же страшнее Амстердама, насколько минские велопарковки страшнее амстердамских. Впрочем, страшные велопарковки — это скорее хорошая проблема, хуже когда их вовсе нет. Проблема низких темпов строительства велогаражей заслуживает серьезного внимания.

НОВОСТИ БЛАГОУСТРОЙСТВА

Активность минских коммунальщиков в последнее время была противоречивей обычного. Закончилась масштабная и недешевая реконструкция фонтана на улице Пулихова. Не очень ясно, зачем вообще нужен громадный фонтан прямо у реки. Впрочем, еще более китчевый фонтан в лучших традициях садово-паркового искусства 19 века начали тестировать прямо в Свислочи! Суть претензии к таким фонтанам заключается в том, что они крайне дорогие, и при этом вовсе не делают то, для чего нужны фонтаны современному городу — они не помогают в борьбе с летней жарой в оживленных общественных пространствах.

В продолжение темы белых слонов: компанию бесполезному футбольному стадиону от братьев-китайцев составит соответствующего масштаба бассейн. Откровенно говоря, гораздо лучше было бы использовать эти средства для развития сети трамвая городе или хотя бы более скорого строительства метро.

Минск противоречив не только в вопросе приоритетов транспортной политики: внезапно было закрашено замечательное граффити аргентинского художника. Это печальная новость, ибо Минск визуально — поразительно заштатный город, а фестивали граффити были и остаются одной из немногих захватывающих местных практик.

Есть и хорошие новости, связанные с покраской: злосчастным вазам на площади Победы вернули пристойный окрас, лишив их нездорового и злачного вида. Радостной новостью стало и исчезновение с улиц города памятника Каричу — основоположнику Даны. Может быть, и сами братья Каричи вскоре отправятся следом? Кстати, представленный проект памятника первой минской электростанции по уровню цинизма как раз на уровне вышеупомянутых братьев. Пожалуй, более оскорбительным было бы только «сохранить» электростанцию в виде граффити на подпорной стенке. Недаром такое предложение вызвало возмущение горожан.

В центре города продолжают строить отели: давно объявленный на месте снесенного ВДНХ и новый, который будет расположен напротив здания МВД. Архитектурное решение этого отеля было значительно изменено стараниями архсовета, но это буквально предел их возможностей: они едва ли в силах повлиять на функциональное наполнение предлагаемых объектов. Само по себе уплотнение застройки сложившегося центра Минска — скорее хороший тренд. Там развита транспортная инфраструктура, центр города можно застраивать сравнительно долго, только делая его более интересным и важным для минчан. Отели же едва ли будут востребованы и уж точно едва ли как-то изменят нашу с вами жизнь. В этой связи стоит снова задаться вопросом, для кого предназначен центр Минска.

Фото: Максим Тарналицкий, onliner