Дмитрий Бибиков


Что изменяется в ТКП по жилым зданиям — ждать ли после них доступного жилья в Беларуси — как пандемия отображается на городских картах — с чем мы будем жить после коронакризиса (пока только гипотезы)

Доброй пятницы, урбанисты и урбанистки!

Наряду с наступающим кризисом самым заметным событием последних недель стали изменения в ТКП «Жилые здания. Строительные нормы проектирования». Теперь в Беларуси практически все новые многоквартирные жилые дома, даже средней этажности, должны иметь лифты. Это важный шаг в направлении улучшения доступности жилья, в особенности при наших проблемах с демографией: стареющим населением и низкой рождаемостью. Очевидно, что люди старшего возраста и/или на колясках, а также родители с колясками очень оценят принятое решение. С удовольствием напоминаю, что эта проблема подробно рассматривалась на прошлогодней конференции Платформы «Доступность как индикатор качественной жилой среды»: видеозаписи выступлений с неё доступны в сети. Также по итогам конференции был выпущен каталог.

Впрочем, на практике для Минска, как и других крупных городов страны, этот указ мало что изменит, поскольку там давно стало нормой строить жилые дома в десяток, а то и пару десятков этажей высотой. Фактически изменения могут привести к тому, что на некоторых площадках застройщик может вовсе отказаться от ведения застройки либо повысить её этажность. Эти шаги уже читаются в недавних интервью с застройщиками. Главный вопрос, разумеется, в том, как эти нормы будут применяться при реконструкции (капитальном ремонте) «сталинок» и, в особенности, «хрущевок», составляющих огромный процент малоэтажных домов, а заодно являющихся жильем для большой части жителей старшего возраста.

ЖИЛЬЕ

Наступающий кризис также дает застройщикам повод для интроспекции и, хочется думать, для вложения больших усилий и ресурсов в повышение качества своего продукта. Одной из примет растущего беспокойства на рынке недвижимости стало решение «А-100 Девелопмент» сдавать квартиры в Новой Боровой. Указ «Об ипотечном жилищном кредитовании» стал еще одним заметным фактором развития жилищного строительства в стране, пускай и ослабленного кризисом. По мнению практиков рынка недвижимости, из-за суровой конъюнктуры в ближайшее время не стоит ожидать повышения доступности жилья, но отдельные прогрессивные проекты, надеемся, всё же будут реализованы: так, жилой комплекс с очередным практически безавтомобильным двором планируют начать строить в Лошице.

ТРАНСПОРТ

Метро — основа городского транспорта Минска, которая определяет характер наших отношений с пространством города. Примерно четверть века город рос вокруг креста двух линий метро, но достаточно скоро ситуация заметно изменится: летом обещают открыть первый участок третьей ветки и уже начаты работы над ее вторым участком. Параллельно продолжается фактическая электрификация общественного транспорта города: так, ожидается поставка еще 21 троллейбуса с возможностью автономного хода.

Пускай пока что погода и не радует нас, теплые и ясные дни не за горами, а значит, еще меньше причин не пересесть на велосипед. В городе пока не все хорошо с удобством в этом плане, но, к счастью, есть идеи, как обеспечить комфорт и безопасность велосипедистов.

КОРОНАВИРУС!!!111

промежуточные итоги в мировых новостях

Хотя мы пока находимся в разгаре пандемии, многие уже активно размышляют, что станет с городами после неё? Так, в США обсуждают, не приведет ли пандемия концу городов и почему субурбия не является ответом на вызовы эпидемии,
не стал ли общественный транспорт частью проблемы, а не частью решения «городской головоломки» и как подверженность людей последствиям КОВИДа связана с гендером.

Люди окончательно полюбили не только графики экспоненциального роста, но и карты! Картируется всё, начиная от иронических атласов Квартиры и карты коронавируса от института Джонса Хопкинса в США до распространения вируса на малом масштабе и изменений в паттернах городской мобильности.

Пока что города отбирают пространство для пешеходов и велосипедистов, но есть опасения, что коронавирус будет не только причиной триумфального возврата пластика (это уже очевидно случилось), но и нового отношения к личному авто как источнику не только свободы, но и безопасности. Хотя прогнозируются спад выбросов СО2 за 2020-й год, после пандемии их может стать больше, чем до неё: власти крупнейших стран вводят субсидии для покупки любых видов автомобиля (не только электромобилей), чтобы стимулировать подъем экономики.

Массовое использование мобильных данных о жизни граждан, пугавшее нас ранее в истории с китайскими уйгурами, теперь стало реальностью не только в Китае. Приложения для отслеживания контактов с инфицированными работают во вполне демократической Южной Корее; разработка аналогичного софта обсуждается в странах ЕС и активно педалируется Google и Facebook. Впрочем, ориентация на коммерциализацию, а также недостаточное внимание к цифровому барьеру доступности (digital divide) могут скомпрометировать этот инструмент.