Дмитрий Бибиков


Большая ли столица Минск — что у нас нового с мусором — как не застраивать парки — лебедь, рак и щука минской транспортной политики — город, уличная еда и питьевая вода

Доброй пятницы, урбанистки и урбанисты! Начинаем с новости, которую я лично нахожу скорее радостной: по предварительным итогам переписи, в Минске живет заметно больше двух миллионов человек. Надеюсь, что теперь прекратятся бессмысленные попытки на словах ограничить население Минска в рамках абсурдно круглых цифр, а в состав города наконец-то примут его очевидные части (Боровляны, Колодищи, Копище и т. д.). Новая цифра также означает, что больше людей, чем ожидалось, живет лучше, чем могли бы. TUT.by сделал хороший материал, который помогает оценить, такую ли большую долю населения страны собрал в себе Минск, и — сюрприз-сюрприз — оказалось, что в европейском контексте наша столица не особо выделяется. Стоит перестать оценивать любые отечественные тренды как следствие ошибочной и исключительно беларусской градостроительной политики или ситуации в общем: Беларусь разделяет с развитыми странами множество как позитивных, так и негативных трендов городского развития.

Тема развития Минской агломерации важна для всей Беларуси: не случайно корифеи национальной архитектуры собрались обсудить, почему города-спутники «не взлетели». Если же будут продолжаться попытки выселить людей из Минска, то вот вам контекст: судите сами, готовы ли Смолевичи к «большому заселению» минских очередников. Есть и ещё один острый практический вопрос во всей этой истории: какое жилье можно купить в Минске взамен проданного. Предсказуемым образом, картина достаточно печальна даже для областных центров, а представьте, каково решать тот же вопрос жителям небольшого города или даже деревни: они куда беднее, а их жилье стоит как подержанная иномарка. Без помощи государства такой вопрос решить невозможно — и, к счастью, оно хоть как-то в этом участвует. Планы ограничить участие коммунальных застройщиков исключительно строительством для очередников в этом контексте напоминают не только происки вездесущей Даны (она конкурирует как раз низкой ценой), но и западную концепцию социального жилья — главное, чтобы в итоге не получилось западных гетто. Только один населенный пункт Беларуси может себе позволить бросить вызов Минску в плане достатка и угадать его несложно: посмотрите общий обзор Солигорска от блога Беларускі ўрбаніст.

ЭКОЛОГИЯ И МУСОР

Наш образ жизни и ее медленно, но неминуемо растущий уровень порождают достаточно большие проблемы в виде растущих гор коммунальных и производственных отходов. В качестве решения в Минске собираются построить мусоросжигательный завод. Это хороший повод начать серьезный разговор о мусоре — и об энергетике.

Для начала посмотрим на нашу проблему в глобальном контексте развитых и вроде бы прогрессивных стран Запада: так, недавний отказ Китая от приема твердых бытовых отходов из-за границы фактически сломал всю систему утилизации отходов в ЕС и, в особенности, США! В итоге там все чаще склоняются к сжиганию сегрегированных отходов. Это достаточно мрачная и непривычная перспектива, но именно таким является будущее, в котором грязная работа по утилизации отходов не отдается на аутсорс, причем случиться это может не только в не слишком прогрессивных США, но и в странах ЕС.

Посмотрим более подробно на то, каким образом ЕС решает проблему твердых бытовых отходов: как видно, в 2018 почти 24% отходов было захоронено, а около 27% сожжено! Впрочем, в самом ЕС идет активная борьба за сокращение объема сжигаемых отходов и разработка альтернативных путей их утилизации. Предпринимаются и попытки сделать сжигание отходов более эффективным и чистым, читай: экологичным.

Как видно, здесь все не так однозначно. Впрочем, речь не о нормализации патологических практик, а о здоровом понимании структуры и природы проблемы — и формировании реалистичных ожиданий. В сухом остатке: у нас бедноватая страна без особых ресурсов для экспорта своего мусора за границу или создания разнообразной и развитой местной инфраструктуры; при этом хотя население и, в особенности, государство готовы что-то делать, они не слишком чувствительны к вопросам сохранения природы, в том числе в силу отсутствия денег и низкого уровня сознания в данном вопросе. Выводы каждый может сделать сам.

ОБЩЕСТВЕННОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ И ЗАСТРОЙКА ПАРКОВ

Грушевский сквер спасен — а у нас еще один пример позитивного влияния активности медиа и горожан на развитие города. Вашему вниманию абсурдная цепочка принятия этого решения локального масштаба: Президент Республики Беларусь принимает решение о сохранении сквера, потом это решение подтверждают председательница Совета Республики Национального собрания и председатель Мингорисполкома, пока дело не доходит до заместителя главы администрации Московского района. Удивительно, как при таком испорченном телефоне не исказилась суть послания и замглавы администрации не объявил о сохранении груш для Веры. Вся ситуация — не только насмешка над идеей местного самоуправления, но и повод привести цитату Маяковского: «Я на сложных агитвопросах рос, / а вот не могу объяснить бабе, / почему это о грязи на Мясницкой вопрос / никто не решает в общемясницком масштабе?!»

В этой связи отрадно, что председатель Мингорисполкома регулярно говорит хорошие вещи, но хотелось бы иметь возможность выбрать его в ходе тайного и всеобщего городского голосования. Отсутствие реальной независимости горадминистрации хорошо читается в продолжающейся застройке ВЗД, где теперь планируют возвести крытый лыжный манеж. Абсурдность уничтожения места, где круто уже сейчас и без искусственного поддержания минусовой температуры в любую погоду, не должна отвлекать нас от сути проблемы: Минск формируют президентские указы, а вовсе не его генеральный план.

Хорошая новость — решение о том, что, по крайней мере в Центральном районе Минска, при вырубке взрослого дерева на его месте должно появляться соразмерное. Очень хочется увидеть многие места центра Минска снова зелеными.

ЖИЛЬЕ И ЖУЛЬЕ

МАПИД построит малоэтажный квартал возле МКАД и, честно говоря, выглядит этот квартал очень прилично! Если он будет реализован как на визуализациях, то станет очередным их успехом после первого малоэтажного проекта «в английском стиле».

Впрочем, хватит о хорошем: нельзя оставить (Минск в покое) обзор без наших любимых молодцов-братьев Каричей: теперь избранные могут созерцать памятник основателю компании. Сразу же прилагаю петицию, требующую разъяснений по этому вопросу. Кстати, товарищи по Платформе недавно прогулялись по Минск Миру и попытались представить, какая судьба ждет район и его жителей.

ТРАНСПОРТ

Этот раздел внезапно начинают в буквальном смысле раковые опухоли Минска — киоски «Табакерка», где теперь будут продавать билеты на общественный транспорт, устраняя ларьки Минсктранса. Любопытно, будут ли Табакерки вступать в симбиоз или конкурировать с планируемыми сотнями «умных» остановок.

Продолжается строительство четырех станций третьей линии метро — вашему вниманию прогулка по их округе от Дениса Блища. Вполне ожидаемым образом выясняется, что трамвай в Сухарево вовсе не обязательно будет построен. Это в каком-то смысле досадно, хотя мне более соблазнительными кажутся заложенные в генплане орбитальные маршруты, которые соединили бы спальные районы города огромным полукольцом.

Минский троллейбус, жемчужина транспортной системы города, который не так давно находился под угрозой, тем не менее продолжает развиваться: продлеваются существующие маршруты, закупаются троллейбусы с автономным ходом.

Тревожный сигнал от Минского велосипедного общества: при существующих темпах строительства велосипедная сеть в Минске будет завершена после 2060. Такая картина едва ли может радовать сама по себе, но особенно досадна она на фоне глобальных прогнозов доминирования велосипеда.

Для хорошей работы транспортной системы принципиально важно строить места приложения труда непосредственно на каркасе маршрутной сети. Именно в этом контексте стоит воспринимать новости о строительстве торгово-офисного комплекса возле гостиницы «Турист» на Партизанском проспекте и грядущей реконструкции Дома Печати в бизнес-центр. Это важно потому что последствия несогласованной транспортной политики ощущаются по всему городу, в том числе и в его спальных районах, с чем недавно очередной раз столкнулись и жители Серебрянки.

РЫНКИ И ПРОЧИЕ ПИЩЕВЫЕ РАДОСТИ

Рынки — чрево города, и хотя Эмиль Золя писал так о Париже, в Минске это чрево тоже очень активно: одно из культовых мест Минска, рынок «Лебяжий», переехал за кольцевую, Комаровка, чуть ли не главная достопримечательность Минска наряду с ВЗД, удостоилась крутого обзора на YouTube, а у метро «Пролетарская» открывается фуд-маркет. Это хорошие новости, говорящие о росте качества жизни в городе. Ещё лучше, что скоро на улицах города можно будет не только поесть, но и попить: станет больше фонтанов с питьевой водой.

Фото: GHSL – Global Human Settlement Layer (Joint Research Centre (JRC) and the DG for Regional and Urban Policy (DG REGIO) of the European Commission)