Дмитрий Бибиков


Насколько прибыльно быть застройщиком в Беларуси — как цифровизуется наш транспорт — почему третье транспортное кольцо это и хорошо и плохо

Доброй пятницы, урбанисты и урбанистки! Обзор по грустной традиции начинаем с нашего любимого сербского застройщика, который внезапно меняет свое название! Увы, не потому, что «бизнесмены» в панике покинули Беларусь и объявлены в международный розыск, а всего лишь для того, чтобы «привлечь инвестиции». Это, конечно, хороший знак, когда бизнес так заботится о своей репутации, что даже меняет название. Теперь Дана будет называться Emirates Blue Sky; возможно, они и станут теми таинственными «арабскими шейхами», что будут строить в Минске «международный финансовый центр».

Достаточно любопытно, на что же хотят «привлекать инвестиции» наши дорогие «застройщики», которые и без того получают c большим отрывом самые высокие прибыли на рынке. Достигается это в том числе и за счет инвестиций города, который не только выделяет им на внеконкурсной основе самые ценные участки земли, но и помогает протаскивать достаточно беспринципные ПДП со сносом всего подряд.

Новости недвижимости продолжает любопытный обзор трендов в строительстве от realt.by. Тут раскрывается не только проблемность введения пятипроцентного порога доходности для долевого строительства, но и результаты такой меры: консолидация застройщиков и повышение борьбы за покупателя в сфере маркетинга. В этом аспекте Дана и так перещеголяла всех, став настоящим инноватором. Прежде застройщики позволяли квартирам продавать себя самим (читай: за счет локации, которая определяется доступом к участкам под застройку); теперь же стало ясно, что можно строить по-настоящему хуже, чем в среднем по рынку, но компенсировать это за счет гиперактивного маркетинга (а также кричащих фойе, весьма броской архитектуры и издевательски звучных имён домов, напоминающих названия третьесортных музыкальных групп середины 2000-х). Впрочем, другие, в том числе государственные, застройщики не бедствуют тоже. Разница лишь в том, что прибыль УКСа (теоретически) идет на строительство нового доступного жилья и в бюджет.

Занятная инфографика от TUT.by позволяет составить целостную картину цен на жилье в городах Беларуси — хорошего показателя относительной привлекательности каждого из них. Есть в жилищном строительстве и отрадные новости. Так всего несколько застройщиков по прежнему заказывают типовые проекты с мусоропроводом (было бы любопытно увидеть аналогичные данные по каркасному жилью). В целом мусоропроводы достаточно активно закрывают и консервируют, что особенно отрадно — после консультации и дискуссии с жителями!

ТРАНСПОРТ

Строительство третьей линии метро продолжает доминировать в городских новостях, потому предлагаю ознакомиться с обзором прогресса в ее строительстве за январь от транспортных фанов из блога «Трэцяя Лінія». Кстати, анонсированное строительство перехватывающего паркинга у будущей южной оконечности Зеленолужской линии выглядит логичным шагом.

Часть новостей о транспорте города можно условно отнести к теме умных городов. Так, БПС-Сбербанк заочно парирует «Минсктрансу» насчет отмены оплаты проезда бесконтактными картами; запущена система оплаты городского транспорта по QR-коду;, после пары петиций не будут блокировать валидаторы практически сразу после отъезда от остановочного пункта; на остановках за год установят 100 электронных табло. Эти новости демонстрируют, насколько глубоко цифровые системы проникли в нашу жизнь и как небольшие аспекты их работы могут критически влиять на нее.

Новость об установке табло вызвала неоднозначную реакцию: якобы у каждого в кармане есть смартфон с приложением, где и так есть время приезда транспорта. Такая реакция показывает непонимание концепции умного города и ответственности сторон, ее реализующих: далеко не у каждого есть смартфон, и это нельзя игнорировать; каждая социальная группа должна выигрывать от новых технологий, а от нововведений на деньги налогоплательщиков в первую очередь должны выигрывать наиболее уязвимые категории горожан.

Есть новости и про более привычные объекты транспортной инфраструктуры. Так, для аэроэкспресса в городской аэропорт решено построить отдельную ж/д ветку, что потенциально отдаляет во времени его появление. Продолжается развитие скоростного внеуличного каркаса для личного автотранспорта — первого транспортного кольца и начало строительства третьего. При их огромной стоимости и масштабах разрушений в городе сложно радоваться этим инвестициям самим по себе. Однако, если они проложат путь ко снижению скорости движения и его успокоению на большинстве остальных улиц города — это будет уместным вложением денег и выделением городского пространства.

Впрочем, один минус скоростных магистралей даёт знать о себе уже сейчас: именно для их пересечения строится заметное число новых подземных переходов. Это и само по себе не идеально, а в нашем контексте рискует нормализовать подземный переход как (единственно) верный способ организовать пересечение напряженной улицы.