Команда проекта: Анна Саливон, Яна Вербицкая, Мария Дубовицкая, Наталья Целикова

Проблемы
Проспект Рокоссовского не соразмерен человеку как по своей ширине (достигает 150 м), так и по функциональному наполнению — большая часть его уличного фасада (около 75% протяженности) не насыщена общественными функциями. Фактически, проспект является гибридом автомобильной дороги, расположенной в городе, а не полноценной улицей.

  1. Пешеходный променад вдоль проспекта пролегает на небольшом расстоянии от проезжей части и из-за отсутствия должного буфера не обладает достоинствами привлекательного общественного пространства.
  2. Организованные парковки вдоль проспекта расположены нерегулярно. Это снижает привлекательность среды в местах их сосредоточения (до двух рядов в юго-западной четверти проспекта), либо приводит к появлению стихийных парковок в крайней полосе движения.
  3. Озелененные пространства вдоль проспекта недостаточно благоустроены и не имеют выраженного характера (непонятно, скверы ли это, парки, или бульвары?). Значительная часть этих пространств, непосредственно прилегающая к жилым домам без «активных фасадов», не используется. Квартиры в первых этажах этих домов не пользуются популярностью.
  4. Движение пешеходов и велосипедистов совмещено, несмотря на огромную ширину проспекта.
  5. Отсутствует выделенная полоса движения общественного транспорта при огромной ширине проезжей части и всего проспекта.
  1. Потенциал
    Удобное транспортное сообщение: добраться до центра, вокзала или метро довольно просто. У троллейбусов и трамваев небольшие интервалы движения.
  2. Огромная ширина проспекта оставляет много возможностей для его адаптации и трансформации.
  3. Плюсом проспекта можно назвать его просматриваемость: легко оценить, сколько времени нужно, чтобы добраться до необходимого места, легко ориентироваться.
  4. Вдоль проспекта высажено много деревьев, и в некоторых местах эти посадки похожи на небольшие парки, которым, тем не менее, не хватает инфраструктуры.

Перспектива
Проспект Рокоссовского приобретает человеческой масштаб за счет переноса пешеходного променада к зданиям и обогащения последних объектами культуры, обслуживания и торговли, создающими «активный фасад». Проспект становится центром жизни Серебрянки, полноценной улицей, на которой жители могут комфортно проводить свободное время.

  1. Пешеходный променад вдоль проспекта переносится от проезжей части ближе к активным фасадам зданий, отделенным от проезжей части буфером из парковок, парков и скверов.
  2. Организованные вдоль проспекта парковки расположены регулярно (за исключением мест с проблемным рельефом), что удобно для жителей и создает пространственный буфер для пешеходного променада. Парковка линейная и доступ к ней обеспечивается по местному проезду, отделенному от выделенной полосы общественного транспорта делиниаторами.
  3. Озелененные пространства вдоль проспекта получают отчетливый характер (скверы, парки или бульвар) и должное благоустройство. Пространства непосредственно перед зданиями становятся оживленными и привлекательными за счет организации «активного фасада» из объектов обслуживания и торговли.
  4. Создается выделенная полоса движения общественного транспорта, которая впоследствии должна быть продублирована линией скоростного трамвая. Число полос для транзитного движения автомобилей сокращается до двух в каждом направлении.
  5. Организовано движение велосипедистов по выделенным двухполосным велодорожкам на удалении от пешеходного променада.

города и района частично реализуется за счет их приватизации, привлечения финансов бизнесов в первых этажах домов, а также средств, извлекаемых из платных парковок вдоль проспекта.

Реконструкция с переоборудованием первых этажей под объекты культуры, обслуживания и торговли возможна только при активном участии и поддержке жителей. В этом вопросе большое значение имеет сравнительно низкая популярность и стоимость квартир, расположенных на первых этажах, особенно если это дома, выходящие на магистральные улицы.

Однозначно важным является раннее вовлечение жителей в процесс реконструкции и построение доверия между ними и застройщиком. Участие в этом процессе должна принимать и администрация района и города, обеспечивающая выполнение договоренностей и помогающая жителям домов организовывать на первых этажах надомное производство, участвовать в покупке и реконструкции первых этажей. Это позволит сформироваться сообществу местных предпринимателей, в высокой степени заинтересованных в развитии потенциала места.
Экономический интерес жителей домов заключается в повышении ценности их жилья, качества и удобства жизни, компенсации неудобств от застройщика в виде благоустройства дворов или тепловой реабилитации зданий.

Благоустройство парковых пространств на проспекте помимо бюджета города и района частично реализуется за счет их приватизации, привлечения финансов бизнесов в первых этажах домов, а также средств, извлекаемых из платных парковок вдоль проспекта.