Команда проекта: Арзу Мирзализаде, Елизавета Иотко, Ольга Оброшко

Проблемы
Несмотря на расположение гипермаркета «Гиппо» на месте запланированного общественного центра района, он не выполняет в полной мере эту функцию, которая предполагает более широкий перечень объектов культуры, обслуживания и торговли. По своей планировочной и архитектурной типологии гипермаркет является объектом пригородного формата, и его нахождение в плотном спальном районе разрушительно отражается на качестве городской среды.

  1. Функциональный состав гипермаркета не соответствует требованиям к общественному центру района;
  2. Возле гипермаркета не предусмотрены качественно оформленные (физически и функционально) общественные пространства, т.к. сама его типология их не предполагает;
  3. Здание гипермаркета выглядит непривлекательно для своего выгодного положения на перекрестке рядом с озелененными территориями;
  4. Доступ к самому зданию для пешеходов и велосипедистов организован неудобно. Со стороны некоторых остановок общественного транспорта нет безопасных пешеходных и велосипедных дорожек, ведущих ко входу в здание. Пешеходам приходится идти через автостоянку;
  5. Автомобильная стоянка используется неэффективно. Она занимает неоправданно большую территорию и служит местом хранения транспорта, не связанного с функционированием общественного центра (маршрутки, строительные вагончики, автомобили жителей близлежащих домов), и автохлама, в результате чего количество доступных парковочных мест существенно сокращается;
  6. За гипермаркетом находится сквер, однако на сегодняшний день свою функцию он также не выполняет: в нем не создана инфраструктура для прогулок и досуга. Озелененные пространства на юг от гипермаркета также не имеют достаточной инфраструктуры для отдыха.

Потенциал

  1. Наличие крупного объекта притяжения (гипермаркет «Гиппо») с большой генерацией потока людей;
  2. Крупный транспортный узел общегородского значения, сформированный пересечением проспекта Рокоссовского и улицей Ванеева, автовокзалом «Усходні», автобусными и троллейбусными маршрутами, а также проектируемой станцией четвертой ветки метро и скоростного трамвая;
  3. Наличие потенциально привлекательного сквера и других зеленых насаждений.

Перспектива
Гипермаркет «Гиппо» и прилегающая территория превращаются в удобное, безопасное и привлекательное пространство как для транзита, так и для пребывания в нем пешеходов и велосипедистов, становясь, таким образом, крупным общественным центром с преобладанием коммерческой функции.
Происходит насыщение центра разнообразными сервисами и объектами торговли в шаговой доступности — местным жителям больше нет необходимости ездить за ними в центр города или крупные торговые центры на его окраинах.
Количество парковочных мест увеличивается; площадь, занимаемая ими, уменьшается, сами транспортные средства перераспределяются, а прибыль от платных парковок направляется на дальнейшее развитие инфраструктуры района.

  1. Общественный центр включает в свой состав широкий список объектов культуры, обслуживания и торговли, расположенных в новом административном здании на юг от гипермаркета и в пристроенном многоэтажном бизнес-центре на север. Также объекты обслуживания и торговли расположены в реконструированных помещениях первого этажа, продолжении пешеходной улицы и возле арки в жилом доме позади гипермаркета.
  2. На освободившихся от парковок площадках организованы разнообразные оформленные общественные пространства:
    • пешеходная улица с кафе между гипермаркетом и новым административным зданием;
    • площадь перед гипермаркетом, ограниченная торговыми павильонами с активными фасадами;
    • сквер с площадками для активного отдыха на юг от нового административного здания;
    • сквер для тихого отдыха за гипермаркетом;
    • прогулочная аллея за гипермаркетом и новым административным зданием;
    • бульвар, окаймляющий весь общественный центр.
  3. Практически весь фасад гипермаркета «Гиппо» преобразован в активный, светопрозрачный, с большим количеством входов, для того, чтобы привлекать к себе больший поток людей.
  4. Организована безбарьерная среда с приоритетом пешеходного движения. Пешеходные переходы приподняты до уровня тротуаров. В местах с интенсивным пешеходным движением трассы велосипедных дорожек сделаны извилисто, чтобы велосипедисты невольно снижали скорость. Разведены траектории движения пешеходов, велосипедистов и автомобилей.
  5. По периметру общественного центра, а также за гипермаркетом, на его крыше и в составе нового административного здания на север от гипермаркета организованы платные парковочные места для посетителей общественного центра и жителей района.

Сравнительно с другими предлагаемыми проектами, развитие общественного центра на основе гипермаркета «Гиппо» в наименьшей степени создает неудобства для жителей. Тем не менее, из этого не следует, что они не должны участвовать в определении его функционального состава, в особенности касательно планируемых общественно-культурных объектов. Потенциально спорным может быть размещение объектов торговли и обслуживания в первых этажах существующего жилого дома, что потребует заинтересованности и участия жителей в определении их конкретных функций.
Поскольку общественный центр несет в первую очередь коммерческую функцию, его организация невозможна без заинтересованности и инвестиций со стороны бизнеса. Интенсификация и диверсификация функционального использования площадки общественного центра повышает стоимость земельного участка, что является стимулом как для владельцев гипермаркета, так и для администрации района и города.
Строительство нового административного здания на юг от гипермаркета и пристройки на север позволит не только увеличить количество объектов торговли и обслуживания и обеспечить новые рабочие места, но и создать культурные и социальные объекты для жителей района, благоустроить парковые пространства и площади в составе общественного центра.