Команда проекта: Елизавета Чепикова, Мария Гембицкая, Вероника Карчмит, Анастасия Устилко, Маргарита Фищук

Проблемы

Для обозначения пространств между дворами жилых домов нет отдельного слова ни в разговорной речи, ни в специализированной терминологии. И в городе их тоже как будто нет: территория между дворами жилых домов плохо организована как с пространственной, так и с функциональной точки зрения.

  1. У жителей нет весомых причин использовать такое пространство для транзита или прогулок, и в результате они перемещаются через другие дворы, нарушая их приватность. Это также приводит к разделению пешеходных потоков от основных точек притяжения к жилым домам, что значительно увеличивает число траекторий движения пешеходов. В результате возрастает как стоимость содержания работающего освещения и покрытия дорожек, так и количество импровизированных дорожек и неосвещенных участков, что влияет на комфорт и безопасность передвижения.
  2. Пространства между дворами не имеют ясного характера: отсутствуют физически и функционально оформленные площади и улицы как элементы городской среды.
  3. У части домов, прилегающих к пространству между дворами, нет сквозных выходов, их подъезды не выходят во двор. В результате чего, во дворах за такими домами возникает «слепая стена», которая делает двор непривлекательным и небезопасным как для транзита в темное время суток, так и днем для играющих в нем детей.
  4. Функциональное наполнение территорий между дворами можно охарактеризовать как ограниченное (магазины с продуктами питания, почта, аптека) или нулевое.
  5. Значительная часть озелененных пространств, непосредственно прилегающих к жилым домам без «активных фасадов», не имеет выраженного характера и недостаточно благоустроена. Квартиры в первых этажах этих домов не пользуются популярностью.
  6. Большинство парковок, расположенных между дворами стихийны и мешают движению не только пешеходов, но и самих автомобилей.

Потенциал

  1. Большое количество пустующих пространств, которые можно использовать как для организации общественных пространств, так и для обогащения функционального состава территории между дворами. Например, они могут быть использованы как рекреационные пространства (игровые и спортивные площадки), которые по своим характеристикам неуместны во дворах.

Перспектива

Территория между дворами становится комфортным и безопасным общественным пространством, в котором хочется проводить свое свободное время и делать покупки. Лишенные пространственного и функционального определения территории превращаются в физически оформленные элементы городской среды, распознаваемые, ценимые и активно используемые жителями: улица, площадь, сквер и др.

  1. Конфликты с движущимися и припаркованными автомобилями минимизируются за счет реорганизации дорожной сети с обеспечением приоритета пешеходного движения. Это достигается в т. ч. с помощью приподнятых пешеходных переходов и сокращения числа пересечений пешеходных, велосипедных и автомобильных маршрутов.
  2. Пешеходные пути получают ширину, соответствующую их расположению и трафику пешеходов. За счет выделенных и физически обособленных велодорожек автомобильный, пешеходный и велосипедный потоки не совмещаются, значительно уменьшая риск опасных ситуаций для участников движения.
  3. Пространство между дворами используется намного более эффективно. Новые точки притяжения, такие как объекты общественного обслуживания, торговли и рекреации, привлекают большое количество людей, делая пространство более безопасным. Спортивные зоны, игровые площадки и скверы делают его более инклюзивным, будучи предназначенными для разных возрастных групп в разное время дня и года.
  4. Разделены приватные (дворы) и публичные пространства («улица» между дворами). Создание активного привлекательного пространства «улицы» делает перемещение между точками притяжения и домом более безопасным и комфортным.
  5. Пустующие пространства между дворами использованы также для организации парковочных мест, что разгружает дворы и делает их более приватными.

Проект реконструкции пространства между дворами может быть реализован только при активном участии и поддержке местных жителей. Важно их участие в определении конкретного состава объектов торговли и обслуживания, численности парковочных мест и состава спортивных и игровых площадок.

Благоустройство общественных пространств происходит за счет средств владельцев расположенных на них объектов обслуживания и торговли. Стоимость организации платных парковок возмещается с течением времени за счет взимаемой оплаты, часть которой идет на поддержание прилегающих озелененных территорий.

Благоустройство дворов, выходящих на пространство между дворами, производится за счет средств жителей и взимания платы за парковки.

Спортивные площадки реализуются за счет коммерческих компаний, которые планируют их использование, софинансируются местными жителями и администрацией района и города.

Ближайшие придомовые территории отдаются в собственность жильцам первых этажей, которые самостоятельно обустраивают и поддерживают их в порядке.

Велодорожки организуются за счет средств администрации района и города и привлекаемых ею внешних источников финансирования.
составе общественного центра.