Вторая часть часть вводного онлайн блока Летней школы Минской урбанистической платформы "Город как опыт"


Второй блок вводного онлайн курса Летней школы «Город как опыт» посвящен компании IDEO и её мануалу Field Guide to Human Centered Design.

Блок состоит из переведенных и адаптированных материалов, обязательных для изучения потенциальными участниками Летней школы, а также из дополнительного необязательного модуля с видео и материалами для чтения на английском языке для дальнейшего изучения.


IDEO — международная дизайнерская и консалтинговая компания, легендарная на Западе. Она была создана в 1991 году в результате слияния David Kellеy Design (создавшей в 1982 году первую мышь для Apple Computer Inc. ) с ID Two (спроектировавшей в том же году первый в мире ноутбук). К услугам IDEO обращаются Procter & Gamble, HP, AT&T Wireless, Nestle, Vodafone, Samsung, NASA, BBC, Intel, Lufthansa и другие лидеры глобального бизнеса. В ответ они получают не только инновационные продукты и услуги – они обучаются умению «смотреть на мир глазами своих потребителей».

В 2011 году компания открыла некоммерческий отдел IDEO.org, цель которого – улучшить качество жизни людей по всему миру. На своём сайте компания предлагает набор разработанных ею инструментов и техник, а также мануалы, призванные помочь людям по всему миру раскрыть их способность качественно решать проблемы.

В этом блоке мы предлагаем ознакомиться с введением мануала Field Guide to Human Centered Design, которое должно помочь полностью адаптироваться под способ мышления человеко-ориентированных дизайнеров.

Что означает быть человеко-ориентированным дизайнером?

Образ мышления Human Centered Design (человеко-ориентированного дизайна, далее HCD) подразумевает, что любая, даже, казалось бы, неразрешимая, проблема решаема. Более того, ключ к решению находится именно у тех, кто сталкивается с ней каждый день. HCD предлагает всем, кто решает проблемы, возможность проектировать с сообществами, глубже понимать людей, для которых они проектируют, генерировать множество идей и создавать инновационные решения, основанные на реальных потребностях человека. В IDEO и в IDEO.org уже десятилетиями используется HCD при создании продуктов, социальных предприятий и услуг; люди принимают и используют их, потому что в их основу были заложены жизненные процессы и желания пользователей. Социальный сектор созрел для инноваций, и мы не раз видели, как этот подход способен реально менять положение вещей. Быть человеко-ориентированным дизайнером означает веру в то, что рассказанное простыми людьми поможет вашей команде выработать нужные всему миру новые решения. Данное полевое руководство вооружит вас инструментами для воплощения этой веры в жизнь.

Усвоить способы мышления

Человеко-ориентированные дизайнеры отличаются от остальных: “решателей проблем” — они экспериментируют и тестируют, часто терпят неудачи и могут поразительно долго не знать ответа на поставленный вопрос. И тем не менее, они двигаются дальше: как оптимисты и творцы, экспериментаторы и ученики, они эмпатируют и повторяются, они ищут вдохновение в неожиданных местах. Они выдумывают множество идей, некоторые из которых работают, а некоторые — нет. Они делают идеи осязаемыми, чтобы их можно было протестировать и впоследствии улучшить. В результате человеко-ориентированный подход — это необузданная креативность, бесстрашный рывок к инновации и уверенность, ведущая к решениям, которые невозможно было даже представить себе в начале пути. В полевом руководстве (Field Guide) авторы делятся своей философией дизайна и семью отличительными способами мышления (mindsets): Эмпатия, Оптимизм, Итерация (Iteration), Креативная уверенность (Creative Confidence), Творение (Making), Принятие неоднозначности и Обучение на ошибках.

Понимать процесс

Человеко-ориентированный дизайн не является жестко линейным процессом; каждый проект имеет свои особенные рамки и свой характер. Но независимо от задачи вашего дизайн-проекта, вы пройдете три основные фазы: вдохновение (Inspiration), формирование идеи (Ideation) и воплощение (Implementation). При последовательном прохождении эти трёх фаз у вас появится глубокая эмпатия с сообществами и отдельными людьми, для которых вы разрабатываете проект; вы разберетесь в том, как применить свои знания для разработки свежего решения; сформулируете и протестируете свои идеи перед тем, как выпускать их в мир. В IDEO.org и IDEO человеко-ориентированный дизайн неизменно используется для решения широкого ряда дизайнерских задач, от социального предпринимательства и коммуникативных кампаний по информированию до медицинского оборудования.

Использовать инструменты

Несмотря на то, что не существует двух идентичных человеко-ориентированных проектов, мы в каждом случае опираемся на один общий набор инструментов . Например, для построения глубокой эмпатии с людьми, для которых разрабатывается проект, всегда проводится интервью. Для поддержания креативности и сохранения энергии мы всегда работаем в группах. Для сохранения продуктивности, остроты мышления, и более детальной проработки нюансов, мы всегда создаем осязаемые прототипы наших идей. И поскольку мы редко находим решение с первой попытки, мы всегда делимся нашими наработками и многократно вносим изменения согласно полученному фидбеку. 57 методов в полевом руководстве (Field Guide) составляют простой набор упражнений и видов активности, которые позволят пройти путь от постановки цели проекта до реализации его на рынке. Вы сможете использовать эти методы дважды или трижды; некоторые из них могут не подойти под вашу задачу. Но в совокупности, эти методы позволят вам идти путём непрерывной инновации и поставить сообщество, для которого вы работаете, в центр внимания.

Доверие к процессу даже при ощущении дискомфорта

Человеко-ориентированный дизайн временами может казаться скорее сумасшествием, чем методом, но вы редко будете находить новые и инновационные решения, если вы с самого начала до мелочей представляете свой путь. Процесс HCD учит нас узнавать всё необходимое напрямую у людей, пользоваться всем спектром креативных возможностей и концентрироваться на том, что для интересантов проекта является наиболее желаемым, одновременно будучи осуществимым и эффективным. Вы обнаружите, что вам постоянно придется переключать передачи во время процесса, и сможете быстро передвигаться между конкретными наблюдениями, абстрактным мышлением и основами вашего прототипа. Мы называем это расхождением  (diverging) и схождением (converging). Благодаря широте и размаху фазы формирования идей мы выдумываем множество разнообразных решений. Но так как цель проекта — вызвать изменения в мире, нам нужно определить, какие идеи из нашего созвездия имеют наиболее высокие шансы реализации. Вы проделаете расхождение и схождение несколько раз и с каждым циклом будете все ближе приближаться к устойчивому решению.

Создавать реальный результат

Человеко-ориентированный дизайн приспособлен для выработки решений, которые являются желаемыми (desirable), осуществимыми (feasible) и жизнеспособными (viable). Начиная с надежд, опасений и потребностей людей, мы на раннем этапе выясняем, какое решение является желанным. Но это всего лишь один ракурс, с которого мы рассматриваем наши решения. Поняв, какие из решений могут понравиться сообществу, для которого мы работаем, мы выясняем, что технически можно осуществить и как выработать финансово наиболее эффективное решение. Это выливается в компромисс, но компромисс абсолютно необходим для разработки успешных и устойчивых решений.


Образы мышления

Креативная уверенность

Креативная уверенность — понимание того, что у тебя есть большие идеи и возможность их осуществить — Дэвид Келли

Каждый может смотреть на мир как дизайнер. Зачастую все, что требуется для этого понимания — немного креативной уверенности. Креативная уверенность — вера в то, что мы все креативны, где креативность — не просто умение рисовать, сочинять или ваять, а способ понимания мира. Креативная уверенность — качество, на которое человеко-ориентированные дизайнеры полагаются для скачков на новый этап, доверяясь интуиции и пробуя еще не до конца продуманные решения. Это вера в то, что вы найдете креативные решения больших проблем и уверенность в том, что всего лишь нужно закатать рукава и погрузиться в проблему. Креативная уверенность позволит вам создавать вещи, тестировать их, ошибаться, но не останавливаться на достигнутом, зная, что вы доберетесь до пункта назначения с инновацией. Формирование креативной уверенности может потребовать времени; для него необходима вера в то, что человеко-ориентированный дизайн позволить найти креативный подход к любой проблеме. Начиная с маленьких успехов и переходя к бОльшим, вы заметите рост креативной уверенности и вскоре осознаете, что вы очень креативный человек.

Создай это

Вы уменьшаете риски в процессе, начиная с простых вещей. И вы всегда извлекаете из этого уроки — Криста Дональдсон

Как человеко-ориентированные дизайнеры мы создаем, потому что мы верим в силу осязаемости. И мы понимаем, что материализация показывает идею по-другому, нежели теория. Когда Если наша цель — вывести влиятельное решения в мир, невозможно жить абстракциями. Их нужно сделать реальными. Человеко-ориентированные дизайнеры — это деятели, ремесленники и строители. Мы творим при помощи всех подручных средств, от картона и ножниц до сложных цифровых инструментов. Мы материализуем наши идеи так, чтобы их можно было протестировать, ибо процесс создания всегда выявляет непредвиденные возможности и трудности. Материализация — фантастический способ мышления и он помогает держать в фокусе осуществимость наших разработок. Кроме этого, воплощение идеи — невероятно эффективный способ для того, чтобы ею делиться. И без искреннего, активного фидбека окружающих у нас не было бы представления о том, как развивать идею дальше. В человеко-ориентированном дизайне не так важно что вы создаете, какие материалы используете или насколько прекрасен результат, цель всегда в том, чтобы выразить идею, поделиться ей и научиться ее улучшать. И самая лучшая новость: вы можете прототипировать что угодно на любой стадии процесса, от модели сервиса до униформы, от раскадровки до финансовых деталей вашего решения. Как человеко-ориентированные дизайнеры мы принимаем на себя обязательство действовать — то есть переносить идеи из наших голов в руки людей, для которых мы работаем.

Учиться на ошибках

Не воспринимайте это как неудачу, думайте об этом как об экспериментальной разработке в целях обучения — Тим Браун

Неудача — невероятно мощный инструмент обучения. Разработка экспериментов, а также тестирование прототипов и пользовательских взаимодействий — это неотъемлемая часть человеко-ориентированного дизайна. Так же как и понимание того, что не все опробованное сработает. В процессе поиска решений мы неизбежно потерпим неудачу. Но если мы будем придерживаться правильного способа мышления, то обязательно извлечем из нее уроки. Только прислушиваясь, обдумывая, материализуя идеи и совершенствуя методику поиска решения, мы получим то, что будет работать для людей. “Потерпеть неудачу раньше, чтобы преуспеть быстрее” — очень распространенная поговорка в IDEO и часть ее силы в том, что она позволяет нам ошибаться. Нежелание принимать рискованные решения закрывает путь к реальной возможности инновации. Томас Эддисон отлично это выразил: “Я не терпел неудач. Я всего лишь нашел 10 000 способов, которые не работают”. И в процессе HCD отсеивание того, что не сработает — это часть поиска того, что сработает. Неудача — неотъемлемая черта человеко-ориентированного дизайна, так как мы очень редко находим правильное решение с первой попытки. На самом деле, решение проблемы с первой попытки вообще не является нашей целью. Наша цель — вывести что-то в мир и использовать это для обучения, продолжать задавать вопросы и тестировать. Человеко-ориентированные дизайнеры находят правильное решение только потому, что сначала потерпели неудачу.

Эмпатия

Для получения новых решений вам нужно узнать разных людей, разные сценарии и разные места — Эми Колаволе

Эмпатия — способность поставить себя на место других, понять их жизни и начать решать проблемы с их точки зрения. Человеко-ориентированный дизайн основан на эмпатии, на идее того, что люди, для которых вы работаете, должны задавать направление вашего поиска. Все, что от вас требуется — эмпатия, понимание и включение пользователей в процесс дизайна. Слишком долго международное сообщество разработчиков вырабатывало решения проблем бедности без истинной эмпатии и понимания самих бедных. Однако благодаря умению поставить себя на место другого, у человеко-ориентированных дизайнеров появляется возможность посмотреть на мир и возможности для его улучшения по-новому, через мощную линзу. Погружение в мир других не только открывает путь к новым креативным возможностям, но также позволяет отбросить предвзятые и устаревшие идеи. Эмпатия с людьми, для которых вы работаете — наилучший путь к глубокому пониманию контекста и сложности их жизней. Но что самое важное, эмпатия удерживает людей, для которых вы работаете, в центре вашего внимания.

Принять неопределенность

<blockquote>Мы хотим позволить себе исследовать множество разных возможностей для выявления правильного ответа — Патрис Мартин

Человеко-ориентированные дизайнеры всегда начинают с незнания правильного ответа. В нашей культуре, слишком сфокусированной на желании быть первым, это не очень комфортное положение. Но в HCD мы с самого начала выбираемся в мир и общаемся с людьми, для которых работаем. У нас также появляется возможность мысленно раскрепоститься, разрабатывать множество разных идей и находить неожиданные решения. Благодаря принятию неопределенности мы даем себе разрешение быть удивительно креативными. Одно из отличительных качеств человеко-ориентированных дизайнеров — вера в то, что идей всегда может быть больше. Мы не привязываемся к идеям дольше необходимого, потому что всегда можем придумать еще. Благодаря продуктивности процесса человеко-ориентированного дизайна и коллаборативности нашей работы, становится легко отказываться от плохих идей, отбирать элементы идей удовлетворительных и наконец приходить к хорошим. Это может казаться противоречивым, но незнание ответа на самом деле дает человеко-ориентированным дизайнерам толчок к инновации. Если бы мы знали ответ в самом начале, чему бы мы могли научиться? Как бы мы придумали креативные решения? Куда бы направили нас люди, для которых мы работаем? Принятие неопределенности раскрепощает нас для поиска ответа, который в начале мы не могли бы себе представить; ответа, который приведёт нас к изменению рутины и долгосрочному эффекту.

Оптимизм

Оптимизм — то, что ведет тебя вперед — Джон Биленберг

Мы верим, что дизайн по своей природе оптимистичен. Чтобы взяться отвечать за большой вызов, особенно такой огромный и непреодолимый как бедность, мы должны верить в возможность прогресса. В противном случае мы бы даже не брались за ту задачу. Оптимизм — это принятие существования возможности, идея того, что ответ существует, и мы можем его обнаружить. Оптимизм делает нас более креативными, вдохновляет нас продолжать поиски, даже если мы заходим, казалось бы, в тупик. Оптимистический подход к проблемам наполняет процесс дизайна энергией и драйвом, необходимыми для решения наиболее запутанных проблем.

Человеко-ориентированные дизайнеры упорно фокусируются на потенциальных возможностях, а не на бесчисленных существующих препятствиях. Ограничения неизбежны и именно они зачастую наводят дизайнеров на неожиданные решения. Наша основная мотивирующая установка — любая проблема решаема. Она демонстрирует, насколько глубоко человеко-ориентированные дизайнеры оптимистичны.

Итерации, Итерации, Итерации

Благодаря итерациям мы подтверждаем наши идеи на протяжении всего процесса, потому что мы прислушиваемся к людям, для которых мы работаем — Гэри Бринк

Как человеко-ориентированные дизайнеры мы применяем итеративный подход к решению проблем, поскольку он делает фибдек критически важной частью выработки финального решения. Благодаря постоянным итерациям, доработкам и улучшениям нашей работы мы вступаем на территорию, где можно вырабатывать больше идей, пробовать разнообразные подходы, раскрепощать нашу креативность и быстрее находить успешные решения. Итерации позволяют нам оставаться гибкими и оперативными и тренируют нас фокусироваться на понимании идеи, а после нескольких подходов — на каждой детали. Если вы озадачитесь идеальной реализацией каждого прототипа, у вас уйдет уйма времени на доработку решений, обоснованность которых может не подтвердиться. Однако благодаря материализации идей, тестированию и итерациям у вас появляется возможность усовершенствовать идею без потери времени и ресурсов, пока у вас не появится уверенность, что именно в таком виде она оптимальна.

В целом, мы проделываем итерации, потому что знаем, что у нас ничего не выйдет с первой попытки. Или даже со второй. Итерации дают нам возможность исследовать, ошибаться, следовать интуиции, и тем не менее находить то самое решение, которое примут и применят. Мы проделываем итерации, потому что это позволяет нам непрерывно учиться. Вместо того, чтобы прятаться в наших мастерских, делая ставки на успех какой-либо идеи, продукта или услуги, мы оперативно выпускаем наши идеи в мир и позволяем людям, для которых мы работаем, быть нашими проводниками.


IDEO.org на английском