Первая часть вводного онлайн блока Летней школы Минской урбанистической платформы "Город как опыт"


Первый блок вводного онлайн курса Летней школы «Город как опыт» посвящен понятию Human Centered Design.

Блок состоит из авторских, переведенных и адаптированных материалов, обязательных для изучения потенциальными участниками Летней школы, а так же из дополнительного необязательного модуля с видео и материалами для чтения на английском языке для дальнейшего изучения.

Human Centered Design

Human Centered Design (проектирование, ориентированное на человека) − это творческий подход к решению проблем. Это процесс, который начинается с людей, для которых мы разрабатываем проекты, и заканчивается новыми решениями, разработанными специально под них. Human Centered Design – это сочувствующее проектирование, это построение эмпатии по отношению к людям, для которых мы работаем. Это генерация миллиона идей, это построение множества прототипов, это обсуждение идей, с людьми, для которых мы проектируем и, наконец, воплощение проекта в реальность.

Процесс Human Centered Design состоит из трех этапов (по IDEO, о которых мы расскажем в следующий раз): вдохновение (Inspiration Phase), генерация идей (Ideation Phase) и реализация (Implementation Phase). На этапе Вдохновения мы изучаем людей, для которых мы проектируем, погружаемся в их жизнь, чтобы глубже понимать их потребности. На этапе Генерации идей мы разбираемся во всей собранной информации, определяем, что потенциально мы можем сделать, и создаем прототипы возможных решений. Этап реализации – это воплощение проекта в жизнь. И мы знаем, что воплощенный проект точно будет успешным, ведь в самом его начале стояли именно те люди, для которых мы проектировали.

Чем Human Centered Design процесс отличается от стандартного процесса проектирования с учетом данных о будущих пользователях

Human Centered Design не работает со статистикой, Human Centered Design не опирается на стереотипное мышление. Изучение человека и его поведения, прототипирование и тестирование своих идей вместе с будущими пользователями делают проекты, созданные методами Human Centered Design, более устойчивыми и работающими. В основе лежит простой принцип — нужно создавать продукты такими, какими конечные пользователи хотят их видеть и какими им привычно и удобно будет пользоваться. Сценарии взаимодействия предполагают, что пользователи делают то, что могут, хотят или привыкли, а не переучиваются и меняют устоявшиеся модели поведения ради овладения функционалом.

Проекты Human Centered Design не разрабатываются для проблем – они разрабатываются для людей, которые с этими проблемами сталкиваются. Такие проекты не создаются для всех, такие проекты создаются для каждого и для каждой.

Именно такой подход используется при создании успешных цифровых продуктов. Проектирование работающих и удобных интерфейсов начинается не с отрисовки экранов, а как раз с исследования своей аудитории и построения сценариев взаимодействия между приложением и множеством потенциальных пользователей — с UX-дизайна (User Experience — пользовательский опыт). Общего определения, что такое UX-дизайн не существует, но мы приведем цитату Томера Шарона, cтаршего исследователя UX в Google: «Дизайн UX — это искусство и наука создания положительных эмоций через взаимодействие с продуктом. UX — это то, что люди чувствуют, когда они используют что-то. Сначала есть пользователь, потом появляется взаимодействие. Поэтому нужно изучить пользователя, его мотивации и эмоции прежде, чем начать разрабатывать продукт».

Почему это может быть полезно специалистам, работающим с городскими пространствами

При работе над архитектурными и градостроительными проектами уделяется большое внимание транспортным вопросам, вопросам озеленения и зонирования, иногда эстетике и экономической целесообразности будущего проекта. Работой с населением, с потенциальными пользователями проектируемых территорий, зачастую пренебрегают. Это считается сложным, затратным, необъективным, никаким образом не способным повлиять на проект. Действительно, общественные обсуждения дискредитированы, опросы не дают объективной картины, а используемые данные стереотипны и не вдохновляют проектировщиков на новые решения.

Но проблема не в самой несостоятельности идеи включения пользователей в процесс проектирования, а в инструментах, которые для этого используются. Как правильно получить действительно важную информацию, как её правильно обработать, чтобы продуктивно использовать для генерации идей, как правильно отсеивать эти идеи и какие вопросы задавать при их тестировании – всё это проектировщики городских пространств могут почерпнуть из сферы Human Centered Design.

Не менее важна и сама идея прототипирования и тестирования еще не готовых проектов, ведь именно постоянная ревизия позволяет исправлять ошибки в самом начале работы над проектом и в конце получить действительно работающий выверенный продукт. В сфере городского проектирования, где проекты так дороги, а цена за ошибку еще выше, такой подход мог бы помочь многим пространствам стать действительно лучше.

Мы считаем, что Human Centered Design поможет проектировщикам по-новому взглянуть на процесс проектирования и очистить голову от стереотипных решений; вспомнить, что города создаются для людей, для каждого из нас, чтобы помогать нам достигать своих целей и дарить нам только положительный опыт.


О Human Centered Design на английском