О ПРОЕКТЕ

При проектировании нашей целью было создать в районе разнообразную и удобную для жизни среду в условиях застройки высокой плотности.

Район №22 — это 33 жилых дома, которые формируют застройку высокой плотности, но средней этажности (5—7 этажей, высотные акценты — 15 этажей), а также объекты социальной инфраструктуры: детские сады, объекты обслуживания, офисы. Жилые дома представлены в основном модернизированными сериями Солигорского ДСК, что отчасти обусловило архитектурные и градостроительные решения. Особое же внимание в проекте мы уделили созданию системы качественных общественных пространств.

Генеральный план

ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ И БАЛАНС ТЕРРИТОРИИ

РАСПОЛОЖЕНИЕ

Проектируемый участок располагается на въезде в город со стороны трассы Р-23 Минск — Микашевичи республиканского значения. С северной стороны к нему примыкает лесной массив, с восточной — уже построенный микрорайон, с южной и западной территории, которые, в соответствии с проектной документацией, станут микрорайонами в ближайшем будущем. Эти земли были выведены из сельхозоборота, чтобы решить проблему переуплотнения города.

Ситуационная схема

КОНЦЕПЦИЯ

Жилой район представляет собой в основном квартальную застройку. Общественный центр расположен в соответствии с генпланом города. От него идут две оси: зеленая, ведущая к существующему зеленому массиву, и общественная, ведущая к планируемой общественной зоне. Участок на пересечении этих осей сочетает в себе качества их обеих.

Концептуальная схема

СИСТЕМА ОБЩЕСТВЕННЫХ ПРОСТРАНСТВ

В проекте мы выделили три категории пространств: общественные, полуобщественные и полуприватные. Общественные пространства — это улицы, зеленая и общественные оси и три площади: площадь у общественного центра и площади на зеленой и общественной осях. К полуобщественным пространствам относятся межквартальные территории и некоторые террасы. Полуприватные пространства — это дворы.

Система общественных пространств

ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ ЗОНИРОВАНИЕ И ОЗЕЛЕНЕНИЕ

При проектировании района с преобладающей жилой функцией для нас было важно в результате не получить «спальник». Объекты общественного обслуживания — магазины, аптеки, мастерские — мы расположили в первых этажах жилых домов, что создаст большую пешеходную активность, а самим пешеходам обеспечит приятные эмоции от прогулок по району. Общественный центр включает в себя, помимо объектов общественного обслуживания, офисные помещения и наземный паркинг. В районе предусмотрено три встроенно-пристроенных детских сада. Такое их расположение, в отличие от отдельно стоящего здания, более компактно, и позволяет эффективнее использовать этот участок.

Схема функционального зонирования

Схема озеленения

ПЕШЕХОДНЫЙ И ТРАНСПОРТНЫЙ КАРКАС

Несмотря на то, что в проекте нашей главной целью было создать комфортные условия для разных групп пользователей, приоритет мы отдаем пешеходам. Важным для нас было создать проницаемую застройку и предусмотреть множество вариантов пути пешехода из точки А в точку Б.

Схема пешеходного каркаса

Помимо уже существующих периметральных улиц районного и общегородского значения, в проекте организованы две внутренние жилые улицы, к которым подключена сеть проездов (к паркингам, экстренные и обслуживающие). Все проезды находятся в одном уровне с тротуаром и представляют собой укрепленное мощение. Во дворах предусмотрено движение только для транспорта экстренных служб.

Схема транспортного каркаса

Паркинги в проекте представлены тремя типами: подземные, полуподземные, формирующие стилобат или террасы, и наземные — стилобат и этажерка.

Схема расположения паркингов

Разрез по площади на общественной оси

Разрез по площади на зеленой оси

Разрез параллельный общественной оси

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ПРОСТРАНСТВА

Площадь у торгового центра

Площадь у торгового центра сочетает в себе свойства двух осей, на пересечении которых она находится: общественной и торговой. Это место встреч для пришедших в торговый центр, место, куда могут выйти на обед сотрудники офисов, располагающихся над магазинами, место, где жители этого и близлежащих районов могут активно провести время.

Площадь у торгового центра

Площадь на зеленой оси

Зеленый бульвар и зеленая площадь в его составе — это система линейных и узловых элементов: входные узлы (сверху и снизу), транзитная зона с общественной функцией располагающаяся вдоль активных фасадов, рекреационные зоны с детскими площадками и площадками отдыха для взрослых в центре, а также детский сад. Вся площадь — место семейного отдыха в полупарковом пространстве.

Площадь на зеленой оси

Площадь на общественной оси

Площадь на общественной оси, как и зеленая площадь, находится рядом с детским садом и включает в себя детские площадки. Площади отличаются по своей атмосфере: зеленая — мягкое, практически парковое пространство, площадь на общественной оси — более официальная, на ней меньше озеленения, которое используется только в качестве акцентов. Так же отличаются и взаимодействия пространства при детском саде с общественной частью на обеих площадях: на зеленой площади детские площадки общего пользования и площадки при детском саде включены в зеленое полупарковое пространство и неразрывны; на общественной оси пространства детского сада и общих площадок физически разнесены в разные уровни.

Площадь на общественной оси

Полуобщественные пространства

Зачастую междворовые пространства не наделены какой-либо функцией, они неуютны, оттуда хочется поскорее уйти. Чтобы решить эту проблему, мы организовали в этих местах объекты-аттракторы, такие как площадки для воркаута и входы в дома с террасами — мы наделили пространства рекреационной функцией, чтобы сделать полуобщественные пространства не менее комфортными, чем двор или улица.

Полуобщественное пространство

Полуприватные пространства

При проектировании первых этажей для нас важна интеграция того, что внутри, с тем, что снаружи. Например, в доме, соседствующем с общественным центром, первый этаж полностью общественный, что оживляет уличное пространство. То же происходит и с дворовой территорией: жилая функция переходит в частный садик, а выходящие к ним террасы конструктивно являются частью жилого первого этажа. Несмотря на то, что двор закрытый, он проницаем для жителей, так как имеет выходы на две стороны. Вынос некоторых функций, традиционно присущих дворовой территории, в общественные или полуобщественные пространства позволяет сделать дворы более компактными. В данном дворе размещены две рекреационные зоны разного типа, площадка для сообщества и детская площадка, разделенная по возрасту и активности детей.

Полуприватное пространство и планировочное решение первых этажей

ИНСТРУМЕНТАРИЙ

Ниже мы перечислили инструменты, которые использовали для создания комфортной среды в нашем проекте. Мы считаем эти инструменты универсальными.

РАЗНООБРАЗИЕ УЗЛОВ ПРИТЯЖЕНИЯ

Инструменты разного масштаба для активации пешеходного трафика внутри района

Пространственная схема, в которой присутствуют крупные общественные узлы.
ПРИМЕР: площади в структуре района

Небольшие объекты-аттракторы, поддерживающие крупные узлы притяжения.
ПРИМЕР: киоски или торговые павильоны вблизи остановок общественного транспорта

Точки притяжения вдоль фасадов.
ПРИМЕР: входы в подъезды на две стороны

МНОГОУРОВНЕВОСТЬ

Инструменты для разграничения потоков пользователей

Повышение или понижение уровня поверхности, на которой располагаются пространства разного функционального назначения, с помощью физического дизайна

1. ПРИМЕР: терраса, образованная полуподземным паркингом
2. ПРИМЕР: двор на стилобате, образованном наземным паркингом
3. ПРИМЕР: искусственно заглубленная спортивная площадка
4. ПРИМЕР: искусственно завышенная площадка детского сада

УДОБСТВО ПЕРЕДВИЖЕНИЯ

Инструменты для комфортного сосуществования в жилой среде пешеходов и автомобилистов

Организация пешеходного перехода без перепада высот для пешеходов

1. ПРИМЕР: поднятый пешеходный переход (данный пример также относится к мерам по успокоению движения)
2. ПРИМЕР: понижение уровня тротуара

Успокоение движения.

ПРИМЕР: искривление траектории движения автомобильного транспорта

НЕОДНОРОДНОСТЬ ПРОФИЛЕЙ УЛИЦ

Инструменты для формирования многообразия на протяжении всей длины улицы

Различные способы организации парковок в зависимости от пространственного ресурса и скоростного режима улицы.

1. ПРИМЕР: перпендикулярная парковка
2. ПРИМЕР: диагональная парковка
3. ПРИМЕР: параллельная парковка

КОМАНДА

Анна Саливон — менеджмент, концепция, генеральный план
Лизавета Чепикова — генеральный план, благоустройство, схемы, инструментарий, архитектурные решения
Анастасия Гермацкая — генеральный план, экономика, верстка
Татьяна Гальченя — концепция, генеральный план, архитектурные решения
Вера Платонова — архитектурные решения, визуализация
Илона Эльяшевич — предпроектный анализ, концепция

Дмитрий Леонович, Игорь Паньков — идея проекта