Анна Василенко


Интервенции в городское пространство давно перекочевали из арт-практики в исследовательский метод социологии и антропологии. Повседневность состоит из множества правил, которые обнаруживаются только в момент поломки привычных сценариев: мы замечаем как что-то не вписывается в норму и тогда можем обнаружить её пределы. Подобно тому, как в исследовании Анны Желниной люди сидели на полу в торговых центрах, выявляя действующие в них пределы нормального, Анна Василенко попробовала читать в разных местах Минска.


Задачей моего проекта было зафиксировать мою типичную прогулку по Минску с нетипичным для нее занятием: я сидела на стуле и читала Ницше в местах, где читать не заведено. Мне было интересно узнать, как это будут воспринимать люди в общественных местах с давно устоявшимися правилами и обычаями/привычками: на рынке, в метро, в подъезде, в магазине, торговом центре.

В переходе метро пожилой музыкант с баяном согласился составить мне компанию, пока меня фотографировали. Сказал, что я делаю очень интересное дело и пожелал успехов.
В переходе на Купаловской я как «человек читающий» меняла повседневные траектории прохожих: они меня огибали.

В самом метро было интереснее всего – я словила множество недоуменных взглядов! А когда сидела на станции, люди интересовались, кто я и что здесь делаю на стуле с книгой. Эти же вопросы задавали в торговом центре — видимо, рядом с примерочной и галереей тапочек я выглядела совсем неуместно.

На Октябрьской площади было, как обычно, безлюдно. Я могла спокойно и никому не мешая читать там хоть целый день. В на удивление пустынном магазине «Центральный» поломки рутины тоже не произошло.

В некоторых местах на меня не реагировали, и на фотографиях все выглядит, будто так и должно быть. На детской площадке дети играют, а взрослые, как и я, читают. У немноголюдного пешеходного перехода большинство просто проходит мимо, хотя некоторые кидают недоуменные взгляды. Важно, что никто из прохожих меня не прогонял и не грубил (поэтому я вскоре вошла во вкус этого эксперимента, хотя сперва было немного неловко). Минчане оказались достаточно терпеливыми, вежливыми, спокойными, а также озабоченными своими делами. В значительно меньшей степени жители Минска показали себя любопытными и идущими на контакт.



Фотографии Яны Ботян.
Удобный стул Елизаветы Хомерики.


Этот материал – адаптированная версия статьи, подготовленной для студенческого журнала E.Note №4 (совместный проект Eвропейского колледжа Liberal Arts в Беларуси (ECLAB) и альманаха Городские Тактики (архив альманаха тут).
Фотопроект выполнен в рамках курса Татьяны Артимович «Performance Studies: мир как перформанс».
Дедлайн для подачи заявок на обучение в ECLAB 2018/2019 – 12 сентября