Андрей Каллаур / Andrej Kałłaur


Дебаты о евроинтеграции часто сосредоточены вокруг темы «евросоюзного» финансирования: ассоциация или вступление в ЕС подразумевают различные европейские инвестиции. Политолог Андрей Каллаур на примере городов Румынии рассматривает, как меняется городское развитие с приходом европейского финансирования, и объясняет, зачем ЕС финансировать города своих новых стран-членов, как на местах определяется судьба этих финансов и на что именно они выделяются. Автор также показывает, почему местный уровень самоуправления и участие горожан помогают эффективно привлечь и освоить внешние финансовые вложения.

В январе 2018 г. Румыния отметила одиннадцатилетие со дня вступления в Европейский союз. За период своего членства государство достигло успехов в социально-экономической сфере — румынские экономические аналитики В. Йюга и Ф. Касота отмечают, что большинство показателей отражают благоприятный эффект евроинтеграции: ВВП Румынии вырос с 2006 г. по 2015 г. на 63% и составил 160 млрд. евро, инфляция упала с 6,5% в 2006 г. до 1,2% в 2017 г., с 2006 г. по 2015 г. экспорт вырос на 111% (импорт на 54%) [1, 2, 3]. По данным Eurostat на 2015 г., Румыния входит в тройку стран ЕС с наибольшим риском бедности и социальной изоляции — около 37,4%, однако с 2008 г. показатель уменьшился на 5,7%, что объясняется в том числе и эффектом интеграции [4, 5]. Несмотря на экономический успех, такие регионы развития Румынии, как Nord-Est (Северо-Восточный), Sud-Vest Oltenia (Юго-Западный), Sud-Muntenia (Южный), входят в число регионов с наименьшим ростом (см. рис. 1), что отражает разрывы в социально-экономическом развитии ЕС.

Рис. 1. «Региональный показатель ВВП на душу населения в ЕС в 2016» (источник: Romania’s regions: The rich get richer and the poor stay poor, Eurostat data show, http://www.business-review.eu/news/romanias-regions-the-rich-get-richer-and-the-poor-stay-poor-eurostat-data-show-159959)

Зачем ЕС финансировать румынские города?

В том, чтобы восточноевропейские города становились более привлекательными для жизни, так или иначе заинтересованы во всём Евросоюзе. Приоритетом в этом направлении выступает сглаживание экономического роста, который, в свою очередь, влияет на показатели социального порядка. Так, Румыния не решила проблему эмиграции — около 3,4 млн. румын эмигрировали, в большинстве своём в страны ЕС. По мнения румынского социолога М. Киву, это связано с поиском а) более высокого заработка и б) перспектив карьерного роста [30].
Региональная сбалансированность — одна из целей европейского интеграционного процесса. Дебаты на тему социально-экономических разрывов в Европе совпали с процессом евростроительства в 1970–1990-х гг. Генеральный директор по региональной политике в составе Еврокомиссии в период 2003–2006 гг. Г. Медоус отмечал, что региональная политика и политика сплочения отыскивает и балансирует постоянно создаваемые разрывы и помогает регионам медленного роста достигнуть уровня роста Союза в целом [6, c. 77]. Так называемые «структурные проблемы» решаются путём расходов или структурных трансферов.
Города и городские зоны играют важную роль в региональной политике ЕС в Румынии. Всемирный банк видит в румынских городских зонах принципиальные «двигатели» роста экономики (см. рис. 2, а также рапорт Всемирного банка «Конкурентные города: ре-моделирование экономической географии в Румынии» [7]). По правилам Европейского фонда регионального развития (далее — ЕФРР), как минимум 5% средств из фонда должны быть направлены на поддержание экономического роста и создание рабочих мест на городском уровне стран-членов ЕС (Положение (ЕС) №1301/2013, глава 7). В Румынии право на финансирование из ЕФРР имеют 39 муничипиев — центров жудецов (Приоритетная Ось №4 «Операциональная программа для регионов 2014–2020»). Румынские города получают около 26% от общего объёма финансирования в 2014–2020 гг. из ЕФРР на национальном уровне и, таким образом, занимают первое место среди стран ЕС по доле финансирования городов из ЕФРР (см. рис. 3).

Рис. 2. «Индекс развития человеческого потенциала в Румынии в 2011 г.» (источник: Ghid pentru promovarea activităților de dezvoltare urbană durabilă, http://www.fonduri-ue.ro/images/files/studii-analize/48101/11._Ghid_promovare_activ_dezv_urbana_durabila_ro.pdf)

Финансирование ЕС — не просто денежный перевод

Европейское финансирование румынских городов не только влияет на социально-экономические показатели, но и трансформирует политический процесс на местах – расширяет участие горожан в процессе обсуждения и принятия политических решений. Согласно «Руководству по продвижению деятельности в области устойчивого городского развития» (Ghid pentru promovarea activităților de dezvoltare urbană durabilă), муничипии разрабатывают документ под названием «Интегрированная стратегия устойчивого городского развития» (далее — ИСУГР). Этот документ включает в себя следующие главы: «Введение» (контекст разработки документа), «Социально-экономический анализ» с шестнадцатью подглавами (региональный и городской анализ, анализ стадий по выполнению стратегий и проектов, определение локальных потребностей и проблем), «SWOT-анализ» (комплексный анализ результатов), «Стратегическое видение и цели ИСУГР», «Портфолио проектов» (с указанием источника финансирования и бенефициария), «Механизмы осуществления, мониторинга и оценки» (предполагаемые организационные рамки и ресурсы для ИСУГР, мониторинг, оценка, предполагаемые результаты). Для определения приоритетов в развитии городов рассматриваются потребности трёх групп — жителей в целом, деятелей бизнеса и туристов.
ИСУГР является главнейшим документом на местах, который включает стратегию развития и проекты для города (с указанием источников финансирования). ИСУГР моделирует социально-политическую жизнь города, делая её более участнической, а именно — вовлекая группы горожан и бизнес в процессы финансового планирования.

Рис. 3. «Финансирование городов в % от общего объёма финансирования из ЕФРР по странам» (2014-2020 гг.) (источник: European Comission (2015). Effectiveness and added value of Cohesion policy. Non-paper assessing the implementation of the reform in the programming for Cohesion Policy 2014-2020, p.31.)

На примере румынского города Сибиу я рассмотрю, как на местах планируется использование европейских денег и как параллельно меняются механизмы участия населения в таком планировании. Я проанализирую основной бюджетный документ Сибиу, где отображены источники финансирования из европейских фондов, процесс принятия городского бюджета, упомяну другие источники европейского финансирования румынских городов и покажу экономические эффекты европейского финансирования на местном уровне.

Прежде чем перейти к кейсу, приведу несколько цифр. Согласно Министерству финансов, Румыния с 2007 г. по 2016 г. получила от ЕС около 40, 8 млрд. евро, внесла в общий бюджет 13,8 млрд. евро [11]. Около 17 млрд. евро из 40,8 млрд., перечисленных Евросоюзом в Румынию, – это вложения в румынский город. Такие инвестиции координируются ЕФРР и Операциональной программой для регионов (далее — ОПР). ЕФРР был образован в 1975 г., чтобы сократить социально-экономические разрывы между регионами ЕЭС. В XXI в. фонд финансирует либо продвигает следующие блоки: а) инвестиции в предприятия, инфраструктуру, исследования, инновации, телекоммуникации, защиту окружающей среды, энергетику, транспорт; б) финансовые инструменты для поддержки местного развития (к примеру, венчурные фонды); в) меры технической помощи. ОПР — программа, цель которой — развитие инфраструктуры и бизнес-среды в ряде стран ЕС. В 2015 г. Европейская комиссия приняла «ОПР 2014–2020» с инвестициями из ЕФРР на сумму 6,7 млрд. евро, плюс 1,5 млрд. евро — национальный взнос Румынии. ОПР включает в себя 12 приоритетных направлений («осей»), среди которых инфраструктура в сфере здравоохранения, образование, развитие туризма, защита окружающей среды и культурного наследия. [12, 13].

Рассмотрим, как работает программа ОПР в Сибиу. Город Сибиу — это муничипиу, то есть административно-территориальная единица, которая не совмещена с жудецом — районом, — но является его административным центром. Население города в 2011 г. составляло 147 245 жителей (на 22 755 меньше, чем в 1996 г.). Примария (мэрия) при помощи негосударственных организаций (далее — НГО) разрабатывает ИСУГР. Проекты, заложенные в стратегию развития, рассчитаны на привлечение средств из местного бюджета и частных источников, а также из ЕФРР. Примария Сибиу в партнёрстве с Fundația Heritas (НГО в сфере урбанистики), Camera de Comerț (НГО в сфере экономики) и IHS România (НГО в сфере консалтинга) использовали механизмы общественных консультаций, дебатов и анкетирования для создания проекта ИСУГР. Процесс ее составления и утверждения длился около двух лет (2015–2017) и проходил в несколько этапов.
На первом этапе происходил сбор данных. Местные власти собирали с государственных учреждений муничипиу данные о социально-экономическом положении в городе. Затем проводилась первая сессия публичных консультирований (в Сибиу на неё пришло более восьмисот человек). Она включала публичное консультирование местных властей и граждан по утверждению проектов ИСУГР, а также анкетирование (можно было заполнить анкету онлайн) по таким темам, как коммуникация с администрацией города, предложение либо запрашивание культурных мероприятий, виды транспорта, довузовское образование, предпринимательство, рынок труда, досуг, медицинские услуги, озеленение и т. д. [15]. Вторая сессия публичных консультирований в Сибиу включила четыре раунда дискуссий, которые были разбиты на секции: а) культура, культурное наследие, туризм и спорт; б) мобильность, окружающая среда и инфраструктура; в) здравоохранение и социальная служба; г) экономика, образование и городское развитие [16]. На заседаниях секций представители от учреждений и ассоциаций города могли предложить местным властям проекты для ИСУГР, которые можно было включить в документ (тем самым увеличив их шансы на финансирование), если они будут осуществимы и потенциально полезны для развития города. Третья сессия публичных консультирований — 10 встреч с жителями районов города. На встречах, информация о которых распространялась заранее через СМИ, горожане делились идеями для проектов, а по итогам встреч были составлены официальные отчёты, общедоступные онлайн [17, 18]. За тремя сессиями публичного консультирования следовали публичные дебаты с участием префекта, советников Местного совета и Совета жудеца; анализ данных (SWOT-анализ) и утверждение ИСУГР в Местном совете [19].

На что именно выделяются европейские деньги?

Документ, составленный примарией Сибиу, включал в себя 205 проектов на сумму более 1 млрд. евро. Вот некоторые из них (финансирование в рамках ОПР): общественное эко-эффективное освещение на бульваре В. Милеа и других улицах города (суммарно 1 млн. евро), тепловая реабилитация госпиталей (больше 10 млн. евро), система управления трафиком (5 млн. 250 тыс. евро), модернизация транспортных остановок (1 млн. 065 тыс. евро совместно с местным бюджетом), экологический транспорт в центральной зоне (2 млн. евро), улучшение ландшафтной и спортивной зон во дворе лицея Х. Коанда (1 млн. евро), реставрация ряда исторических зданий (больше 3 млн. евро) [20]. Попадание проектов в ИСУГР не означает, что они получат финансирование, а лишь увеличивает их шансы на поддержку из ЕФРР. Следующий шаг — заключение контракта с посредническим органом ЕФРР. К примеру, для строительства дороги и благоустройства территории курорта Окна Сибиу был подписан контракт на сумму 4.259.150 евро — финансирование в рамках «ОПР 2014–2020». Его подписывали директор ADR Centru (посреднический орган, который будет поддерживать реализацию проекта) С. Крецу и бенефицарий — примаром Окна Сибиу Дж.-К. Предеску – в присутствии вице-президента Совета жудеца К. Лука [21, 22].Стоит отметить, что на программном уровне общая сумма нереализованных проектов за 2007–2013 гг. составила более 5 млн. евро (будут реализованы до 2019 г. за счёт средств из национальных фондов). С другой стороны, к 2016 году из фондов ЕФРР для «ОПР 2007–2013» было освоено 85,4% средств (это около четырех тысяч реализованных контрактов и финансируемых проектов) [23].

Следующий важный для румынских городов режим финансирования — Рабочая программа технической помощи. С ее помощью финансируется Стратегия территориального развития Румынии («Румыния полицентрическая 2035») — результат исследовательской и проектной работы Министерства территориального развития и публичного администрирования. Общий бюджет Программы на 2007–2013 гг. составил 200 млн. евро [24]. Её основная заявленная цель — помощь в процессе координации, а также эффективного внедрения и поглощения фондовой поддержки в Румынии. Стратегия развития не включает в себя бюджетные планы, а представляет собой глубокую исследовательскую работу по изучению регионов Румынии. Ее принципы — включение национальной территории в сеть европейских и межконтинентальных полюсов развития и транспортных путей, развитие городской среды, солидарность городов и сельских районов и адекватное развитие различных территориальных единиц, межрегиональное развитие, защита природы и культурного наследия. Стратегия включает в себя Приоритетный план действий (без указания источников финансирования) — опорные точки роста либо трансформаций на местах. К примеру, документ предполагает реализацию не менее двух систем переходов через Прут, строительство моста через Тису и автодороги между Трансильванией и Молдовой, модернизацию железной дороги, а также проект «Бухарест – 2035» по приданию городу европейского конкурентного уровня (предусматривающий канал Бухарест — Дунай, кольцевые дороги и узловой аэропорт) [25].

Добавлю, что фондовую поддержку Румынии осуществляют и государства Европы, которые не входят в ЕС, но являются членами Европейского экономического пространства. К примеру, Фонд для двухсторонних отношений (Fondul pentru Relaţii Bilaterale) — часть интегрированного Фонда НГО в Румынии, который направлен на рост сотрудничества между Румынией и странами-донорами — Норвегией, Исландией и Лихтенштейном. Бюджет фонда — 0,5 млн. евро — обслуживает два направления: 1) обмен и передача опыта; 2) развитие партнёрства [26]. Так, Фонд поддержал проект Com’on Cluj-Napoca (см. рис. 4) примарии города Клуж-Напока — в его рамках неформальные молодёжные группы от 14 до 35 лет выдвигали на голосование свои инициативы, и многие из них получили финансирование [27]. Норвегия, Исландия и Лихтенштейн через гранты поддерживают различные проекты (исследования, бизнес, местное развитие) в Румынии с 2007 г. Новое соглашение между странами было подписано в 2016 г., бюджет грантов за период 2014–2021 составляет 502 млн. евро (Норвегия — 227 млн. евро и EEAgrants — 275 млн. евро) [28].

Рис. 4. Постер, призывающий к участию в конкурсе на финансирование молодёжных инициатив в Клуж-Напоке. Текст на румынском: «Партисипативный молодёжный бюджет в Клуже, европейской столице молодёжи 2015 года» (источник: Bugetare participativă la Cluj-Napoca, http://bp.primariaclujnapoca.ro/)

Согласно опросу Euromonitor, около 54% румын являются еврооптимистами, то есть доверяют ЕС (36% высказали нейтральное отношение к ЕС, 13% — негативное). Средний показатель еврооптимизма в ЕС, по данным той же компании, — около 36%. С другой стороны, только 29% румын полагаются на своё правительство, что отображает глубокую укоренённость ценностей ЕС и доверие к его институтам [1]. Причиной такого отношения румын к ЕС может выступать успешная региональная политика, которая приносит свои результаты. Региональная политика, политика сплочения и финансирование из фондов ЕФРР влияют на рост ВВП, особенно это заметно в Португалии, Эстонии, Латвии, Литве, Польше, Румынии и др. странах (см. рис. 5).

Рис. 5. «Политика сплочения, влияние на ВВП в 2015 г. по регионам (в %)» (источник: Commission staff working document. Ex post evaluation of the ERDF and Cohesion Fund 2007–2013 http://ec.europa.eu/regional_policy/sources/docgener/evaluation/pdf/expost2013/wp1_synthesis_report_en.pdf)

Отмечу, что количество туристов в жудеце Сибиу выросло в 3,4 раза с 2010 г. по 2017 г., количество мест в отелях, хостелах и усадьбах — в 1,7 раз (около 11.000 мест). За этот период было подписано три проекта в сфере туризма на сумму более 10 млн. евро, что, по мнению директора ADR Centru С. Крецу, положительно характеризует отдачу от европейского финансирования на местном уровне [21].

Республика Беларусь не может претендовать на фондовую поддержку ЕФРР, не являясь членом ЕС. Но это не единственное препятствие на пути страны к поддержке международными фондами. Не менее проблематично тут то, что вся полнота власти находится в руках исполнительных комитетов.
Как и Румынии, Беларуси приходится иметь дело с разрывами в социально-экономическом развитии областей и столицы. К примеру, в 2017 г. цены на платные услуги в Витебской области выросли на 9,1%, в Минске на 7,6% [9], при этом отмечается разрыв в среднедушевых денежных доходах населения в Витебской области и Минске в 2016 г. — 439,0 и 770, 5 BYR в месяц, соответственно [10, с. 59]. Реализация местного самоуправления в Беларуси вполне может основываться на имеющейся законодательной базе [8], здесь главное — допустить в разработку и утверждение местного бюджета рядовых горожан и жителей районов, а в таком случае опыт ИСУГР вполне применим. Кроме того, опыт ИСУГР повысил бы шансы Беларуси на получение средств из источников финансирования ЕС, доступных не-евросоюзным странам (см. карту проектов при финансовой поддержке ЕС [29]). Наряду с применением участнических (партисипативных) методов, которые помогают адекватно реагировать на потребности граждан, в привлечении фондовых средств не менее важно иметь региональную программу, основанную на исследовательской работе и способную направлять потоки финансирования для сбалансированного развития страны. Иными словами, участие жителей и исследователей в бюджетном планировании делают его более эффективным вне зависимости от того, в каком региональном объединении состоит страна.


На заглавном фото: Большая площадь (Piața Mare) в Сибиу. Фото автора

Литература

1. Florin, C. 2+0+1+7=10 ani de UE [Resursă electronică] // Business magazin, 16 ianuarie 2017. – Modul de acces: http://www.businessmagazin.ro/cover-story/2-0-1-7-10-ani-de-ue-16060449/?p=3. – Data de acces: 14.01.2018.
2. Iuga, V. Efectul UE asupra României [Resursă electronică] // Sinteza, ianuarie 2017. – Modul de acces: http://revistasinteza.ro/efectul-ue-asupra-romaniei/. – Data de acces: 19.03.2018.
3. Rata anuală a inflaţiei a scăzut la 1,2%, în august. Celemaiimportantescumpirișiieftiniri [Resursăelectronică] // Economica.net. – Modul de acces: http://www.economica.net/rata-anuala-a-inflatiei-a-scazut-la-1-2prc-in-august_143312.html. – Data de acces: 14.09.2017.
4. Europe 2020 indicators – poverty and social exclusion [Resource electronic] // Eurostat, June 2017. – Mode of access: http://ec.europa.eu/eurostat/statistics-explained/index.php/Europe_2020_indicators_-_poverty_and_social_exclusion. – Date of access: 23.03.2018.
5. Ferrari, L. The risk of poverty in Romania and Bulgaria is falling [Resource electronic] // European Data Journalism Network, 28 February 2018. – Mode of access: https://www.europeandatajournalism.eu/eng/News/Data-news/The-risk-of-poverty-in-Romania-and-Bulgaria-is-falling. – Data of access: 21.03.2018.
6. Bârgăoanu, A. Fondurile Europene. Stratrgii de promovare și utilizare. – București: Tritonic, 2009. – 252 p.
7. Ghid pentru promovarea activităților de dezvoltare urbană durabilă [Resursă electronică] // Fonduri Europene Structurale și de Investiții, octombrie 2015. – Modul de acces: http://www.fonduri-ue.ro/images/files/studii-analize/48101/11._Ghid_promovare_activ_dezv_urbana_durabila_ro.pdf. – Data de acces: 04.08.2017.
8. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 № 108-З // Национальный правой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/document/?guid=3871&p0=H11000108. – Дата доступа: 06.09.2017.
9. В каких регионах Беларуси активнее всего дорожает жизнь / [Электронный ресурс] // FINANCE.TUT.BY, 15 ноября 2017. – Режим доступа: https://finance.tut.by/news568939.html. – Дата доступа: 01.04.2018.
10. Социальное положение и уровень жизни населения в Республике Беларусь: статистический сборник / [Электронный ресурс] // Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/solialnaya-sfera/uroven-zhizni-naseleniya/ofitsialnye-publikatsii_6/index_7735/. – Дата доступа: 01.04.2017.
11. Câţi bani a dat şi câţi a luat România de la Uniunea Europeană, în 10 ani de la aderare [Resursă electronică] // Business magazine, 01 martie 2017. – Modul de acces: http://www.businessmagazin.ro/actualitate/cati-bani-a-dat-si-cati-a-luat-romania-de-la-uniunea-europeana-in-10-ani-de-la-aderare-16177897. – Data de acces: 13.09.2017.
12. Programul Operațional Regional 2014-2020 [Resursă electronică] //Inforegio. – Modul de acces: http://www.inforegio.ro/ro/por-2014-2020.html. – Data de acces: 10.09.2017.
13. Prezentare generala POR 2014-2020 [Resursă electronică] // Agenția pentru Dezvoltare Regionala Sud-Vest Oltenia. – Modul de acces: http://por2014-2020.adroltenia.ro/prezentare-generala-por-2014-2020/. – Data de acces: 10.09.2017.
14. Каллаур, А. А. Модели местного управления и самоуправления в Румынии и Беларуси (на примере городов Сибиу и Пинска) / А. А. Каллаур // «Регiональна полiтика: Iсторiя, полiтико-правовiзасади, архiтектра, урбанiстика» [зб. навук. праць]. – Київ. нац. ун-т будiвн. iархiт-ри та iн. «Бескиди», 2017. – 152-157 с.
15. Chestionar pentru stabilirea proiectelor pentru dezvoltarea Sibiului [Resursă electronică] // Primăria Municipiului Sibiu, 6 iunie 2015. – Modul de acces: http://www.sibiu.ro/index.php/primaria/comunicat/prerea-sibienilor-conteaz-chestionar-pentru-stabilirea-strategiei-de-dezvol. – Data de acces: 01.04.2018.
16. Întâlniri cu reprezentanții comunității pentru elaborarea Strategiei de Dezvoltare a Sibiului [Resursă electronică] // Primăria Municipiului Sibiu, 6 august 2015. – Modul de acces: http://www.sibiu.ro/index.php/primaria/comunicat/intalniri-cu-reprezentanii-comunitii-pentru-elaborarea-strategiei-de-dezvol. – Data de acces: 01.04.2018.
17. Probleme semnalate de către cetățeni, în cadrul întâlnirilor avute în lunile februarie – martie 2016 [Resursă electronică] // Primăria Municipiului Sibiu, 6 august 2015. – Modul de acces: http://www.sibiu.ro/new/pdf/sinteza%20probleme_raport%20final.pdf. – Data de acces: 01.04.2018.
18. Solicitări și propuneri privind creșterea calităţi vieții și dezvoltarea orașului primite de la cetațeni [Resursă electronică] // Primăria Municipiului Sibiu, 6 august 2015. – Modul de acces: http://www.sibiu.ro/new/pdf/sinteza%20propuneri_raport%20final.pdf. – Data de acces: 01.04.2018.
19. Strategia de Dezvoltare a Sibiului 2015 – 2023 [Resursăelectronică] // PrimăriaMunicipiului Sibiu. – Modul de acces: http://www.sibiu.ro/index.php/primaria/dezvoltarea_economica. – Data de acces: 05.11.17.
20. Strategia Integrată de Dezvoltare Urbană Durabilă a Municipiuliu Sibiu 2023 [Resursă electronică] // Primăria Municipiului Sibiu. – Modul de acces: http://www.sibiu.ro/new/pdf/SIDU%20Sibiu%202017%2005%2022_small.pdf. – Data de acces: 10.09.2017.
21. REGIO 2014-2020 sprijină dezvoltarea infrastructurii turistice în stațiunea balneo-climaterică Ocna Sibiului [Resursă electronică] // Agenția pentru Dezvoltare Regionala Centru. – Modul de acces: http://regio-adrcentru.ro/regio-2014-2020-ca-ocna-sibiului/. – Data de acces: 01.04.18.
22. Fișa de prezentare proiect [Resursă electronică] // Agenția pentru Dezvoltare Regionala Centru. – Modul de acces: http://regio-adrcentru.ro/wp-content/uploads/2018/02/ADR-Centru-Fisa-Proiect-Modernizare-infrastructura-Ocna-Sibiului.pdf. – Data de acces: 01.04.18.
23. POR 2007 – 2013: Rata de absorbție a ajuns la 85,04% din alocarea FEDR [Resursă electronică] // Finantare.ro, 6 decembrie 2016. – Modul de acces: http://www.finantare.ro/por-2007-2013-rata-de-absorbtie-a-ajuns-la-8504-din-alocarea-fedr.html. – Data de acces: 01.04.18.
24. Programul Operaţional Asistenţă Tehnică 2007-2013 [Resursă electronică] // Ministerul fondurile europene. – Modul de acces: http://www.fonduri-ue.ro/images/files/programe/AT/POAT_2007/POAT.noiembrie.2015.pdf. – Data de acces: 01.04.18.
25. Strategia de dezvoltare teritoriala a României [Resursăelectronică] // Ministerul dezvoltarii regionale și administrației publice. – Modul de acces: http://www.fonduri-structurale.ro/Document_Files/Stiri/00017493/7hctm_Anexe.pdf. – Data de acces: 01.04.2018.
26. Informații generale [Resursă electronică] // Fondul ONG în România. – Modul de acces: http://www.fondong.fdsc.ro/informatii-generale. – Data de acces: 01.08.2018.
27. Primul proces de bugetarea participativa online din România [Resursă electronică] // Primaria Cluj-Napoca. – Modul de acces: http://bp.primariaclujnapoca.ro. – Data de acces: 01.04.2018.
28. Romania [Resursă electronică] // Iceland Liechtenstein Norway grants. – Modul de acces: https://eeagrants.org/Where-we-work/Romania. – Data de acces: 01.04.2018.
29. Проекты в Беларуси при финансовой поддержке Европейского союза [Электронный ресурс] // euprojects.by. – Режим доступа: http://euprojects.by/ru/. – Дата доступа: 01.04.2018.
30. Ghica, S. Cum au ajuns români pe locul doi în lume la emigrație. Motive și consecințe [Resursă electronică] // Adevarul, 16 august 2017. – Modul de acces: 30. http://adevarul.ro/news/eveniment/cum-ajuns-romanii-locul-doiin-lume-emigratie-motive-consecinte-1_599473bc5ab6550cb80c2cdc/index.html. – Data de acces: 21.03.2018.