Промышленные зоны в Минске занимают порядка 5400 гектаров — приблизительно 15,9% от всей площади города. 605 гектаров — это предприятия, подлежащие выносу: 196 объектов, из которых 19 должны освободить территорию до 2020 года.
Деиндустриализация неизбежна, но как использовать этот потенциал максимально эффективно для города и его жителей? Сегодня мы поговорим об этом с экспертом Филиппом Штройнером (Philipp Streuner) на показательном примере района HafenCity в Гамбурге.

HafenCity – новый район Гамбурга на месте бывших портовых доков. Уже завершено порядка 64 объектов, а 69 находятся на стадии проектирования и строительства. Это впечатляющий пример комплексной трансформации индустриальной зоны. Нечасто на одном месте встречается такая концентрация проектов, опубликованных на Archdaily. Лаконичная, стильная и порой суровая архитектура, где Филармония на Эльбе — Elbphilharmonie Concert Hall от Herzog & de Meuron отступает от визуальных и эстетических шаблонов сдержанного Гамбурга.

Современная архитектура, велосипеды и общественный транспорт, зелёные принципы строительства и энергоэффективности, сертификация зданий по Ecolable— все эти темы напрашиваются при просмотре фото нового гамбургского района. Но остановимся мы на кое-чём другом: способности политической воли изменить первоначальный проект. HafenCity — пример того, как задумка и её реализация эволюционируют в зависимости от политического расклада и общих тенденций в мировой практике градостроительства. Эта разница особенно прослеживается между уже завершенной западной частью района и строящейся восточной.

Согласно первоначальному генеральному плану от 2000 года, район задумывался как бизнес-ядро для размещения штаб-квартир корпораций, а также жилой застройки с люксовыми апартаментами. Стильная архитектура, зелёное проектирование, мобильность, но ни слова о социальном балансе и социальной устойчивости. В 2010 году генеральный план был пересмотрен после того, как коалиция «Зелёных» (Alliance 90/The Greens) с социал-демократической партией, занявшая большинство в парламенте Вольного и ганзейского города Гамбург (Freie und Hansestadt Hamburg), пролоббировала ряд законов с фокусом на экологичном, экономичном, социально устойчивом развитии города.

По итогу пересмотра генерального плана в 2010 были внесены радикальные корректировки. Треть вводимых в эксплуатацию жилых единиц теперь должна приходиться на социальное жилье — доступные квартиры в аренду с фиксированной минимальной платой для людей с невысоким доходом, находящихся в поисках работы, студентов. Кроме того, в обновленном генеральном плане отразились и общемировые тенденции городского развития:
-радикальная интеграция различных функций вместо строгого зонирования;
-уплотнение за счёт нового строительства в границах города вместо разрастания за его пределы;
-работа с местными сообществами и вовлечение жителей в процесс проектирования, создания, поддержания и развития городской среды;
-инклюзивность городской среды: комфортный город для людей всех возрастов, гендеров и физических возможностей;
-совместное действие: синхронизация и включение всех заинтересованных сторон;
-развитие городской мобильности: привлекательный общественный транспорт, велосипедная инфраструктура, условия для каршеринга.

Филипп Штройнер (Philipp Streuner) в своем интервью для Минской урбанистической платформы рассказал о ключевых моментах развития HafenCity — одного из самых больших и комплексных девелоперских проектов в Европе. Вопросы задавала Настасья Андрукович.

Филипп — ассистент руководителя HafenCity Hamburg GmbH, координатор по вопросам устойчивого развития и инноваций. Получил степень бакалавра социальной антропологии и экономики, Вена, и степень магистра REAP (ресурсоэффективность в архитектуре и планировании) в Университете HafenCity, Гамбург.

Филипп, что представляет собой HafenCity сегодня?

HafenCity — это проект по трансформации прибрежной территории (waterfront) вдоль Эльбы, благодаря которому центральное ядро Гамбурга расширится примерно на 40%. Район расположен на месте бывших портовых территорий общей площадью около 157 гектаров. HafenCity рассчитан на 15 000 жителей и должен создать около 45 000 новых рабочих мест. Также мы прогнозируем порядка 70 000 посетителей — гостей и туристов — ежедневно. Развитие района регулируется Генеральным планом от 2000 года, на данный момент реализовано около 40%.

Трансформация территории с 1990-х по 2013

Какова основная функция HafenСity Hamburg GmbH в развитии района?

HafenСity Hamburg GmbH — это так называемая «кооперация вокруг публичных активов» (public asset cooperation), на 100% принадлежащая городу. Мы играем роль координаторов городского развития (an urban development company), действующих от имени города. В нашем совете председательствует мэр (обербюргермейстер) Гамбурга, также в совет входит почти половина членов гамбургского Сената — то есть местного правительства (Гамбург — город, приравненный к федеральной земле, — Прим.ред).

Каким образом политические решения и законодательная база влияют на процесс проектирования и реализации проекта?

Кооперация, как я отметил, контролируется сенатом Гамбурга, то есть все наши решения утверждаются на высшем политическом уровне в Гамбурге. Это видно, например, из корректировки Генерального плана в 2010 году — он был пересмотрен через 10 лет после старта его реализации. Изменение расстановки в правительстве выразилось в волевых политических решениях. Например, первоначально Генплан вообще не предусматривал социального жилья в HafenCity, но в 2010 году был принят новый планировочный принцип: одна треть всего жилья выделяется под социальные нужды. Эта перемена хорошо заметна, если двигаться от западной, более ранней части Hafencity к востоку. В строящейся сейчас восточной части предусмотрено много инклюзивного жилья. (Например, дома смешанного типа, где живут пожилые люди и молодежь. Минимальная арендная плата для молодых людей в таких квартирах возлагает на них некоторые социальные обязанности по помощи и уходу за пенсионерами либо людьми с различными физическими или психическими особенностями. Таким образом взаимодействуют люди разных поколений, уязвимые группы получают необходимую помощь и включаются в социальную жизнь — прим. А.А.).

На какие вызовы, в частности, социального плана, вы отвечаете при планировании этого района?

Дело действительно не только в самих квартирах. В восточном HafenCity, особенно в квартале Баакенхафен, не просто строится социальное жилье, но и реализуется идея «радикального смешивания» (radical mix) функций и способов использования территории. Это влияет на социальную среду и атмосферу квартала. Квартал строится для совершенно разных пользователей, например, людей с ограниченными физическими возможностями, пожилых, семей с детьми, а также для образовательных учреждений, которые будут там располагаться. Мы пытаемся создать общественное пространство (public space), адаптируя ландшафт к потребностям всех перечисленных групп.

Lohsepark (©Thomas Hampel)

Как вы вовлекаете в процесс общественность?

У нас есть несколько инструментов, которые гарантируют участие широкого круга людей в проектировании. Например, создавая парки, мы привлекаем все заинтересованные стороны (stakeholders): дети участвуют в планировании игровых площадок, будущие жители района участвуют в воркшопах и семинарах. Есть более формализованные инструменты: например, мы работаем с постоянными представителями ассоциации жителей — самостоятельной независимой организации. Для них в совете управления HafenСity Hamburg GmbH отведено отдельное место; они также принимают участие в заседаниях жюри, общественных дискуссиях и информационных мероприятиях для нынешних и будущих жильцов.

Детская игровая площадка в Grasbrookpark (© Christoph Bellin)

Как в HafenCity планируется обеспечение социальной устойчивости в районе?

Все наши планировочные документы согласуются с общей концепцией: радикальное смешивание обитателей, функций и форм собственности на территории района. К примеру, у нас есть не только частные инвесторы, но и строительные кооперативы, а также housing communities (что-то наподобие товарищества собственников жилья — Прим.ред.). Когда мы предоставляем участки, застройщики, как правило, обязаны обеспечить высококлассную архитектуру (сертифицированную по правилам Ecolable) и разнообразие в типологии жилых единиц, чтобы создать условия для взаимодействия между различными группами людей. Смешение форм пользования — базовый принцип достижения социальной устойчивости. Следующая важная составляющая — эффективная система общественного транспорта, которая позволяет добраться в любую часть города. Она дополняется системой аренды автомобилей (car sharing), и в восточной части HafenСity мы её полноценно внедрили. Каршеринг дает возможность людям без собственной машины, арендовать её для особых случаев в любое время.

Как формируется сообщество в районе, построенном с нуля? Существует ли оно уже в HafenCity, какие индикаторы могут это подтвердить?

Действительно, сообщество тут формируется с нуля, так как это бывшая портовая территория. На данный момент здесь проживает уже 3 500 человек включая людей преклонного возраста, молодые семьи и одиночные домохозяйства с разными уровнями дохода. Один из способов создать чувство сообщества — это уже упомянутая мною ассоциация жителей. Она гарантирует, что при решении планировочных вопросов их голоса будут услышаны. Также издаётся — независимо от HafenCity GmbH — местная газета. Как площадка для кооперативного планирования мы проводим различные фестивали и регулярные культурные события, чтобы оживить соседство и создать комфортную для жизни среду.

Все эти культурные события организует HafenCity GmbH, или жильцы тоже проявляют инициативу?

По-разному. Иногда события организуют люди извне иногда — жители района, а порой и собственно HafenCity GmbH. То есть в HafenCity GmbH существует специальная должность ответственного за работу с местными сообществами (community building), и в то же самое время в организации культурной жизни участвуют активные горожане. Мы отслеживаем предложения. Если кто-то хочет организовать что-нибудь, то заявка регистрируется и рассматривается в общем контексте — чтобы обеспечить разнообразие событий.
В рамках организации общественных пространств мы отвели по одному специальному зданию для встреч жителей в каждом из трёх парков HafenCity. Это многофункциональные здания, доступные для проведения собраний, курсов, тренингов и для занятий спортом.

Общественный городской сад (community garden), в одном из этих парков (Lohsepark) — это инициатива жителей или результат работы HafenCity GmbH?

Это инициатива местных, но мы с ними находимся в диалоге. Также есть проект по использованию фруктов с деревьев в этом парке. Некоторые жители ухаживают за какими-то определёнными деревьями.

Стройка еще не закончилась, но жители уже начали создавать общественный огород (community garden)

Сколько у жителей власти? Могут ли они, например, приостановить строительство небоскреба Elbtower?

Трудно измерить количество власти. Конечно, в одиночку никто не может свернуть такой проект. Это политическое решение. Если большинство парламента против башни, то проект возможно отменить. Повторюсь, такие решения утверждаются Сенатом. Жители, в свою очередь, приглашаются к участию в общественных обсуждениях и других мероприятиях, связанных со строительством башни. Одно из них — обсуждение девелоперского плана — проходило в апреле. Каждый такой план проходит общественные обсуждения, это обязательное требование для любого строительства в Гамбурге. Люди могут высказать свое мнение, оставить комментарии.

Проект ElbTower (© HafenCity Hamburg GmbH)

Сейчас западная часть HafenCity производит впечатление своего рода люкс-гетто с роскошными апартаментами, дорогими магазинами и мало кому доступными услугами. Кроме того, в некоторых квартирах вообще никто не живет. Как это влияет на поставленные цели по достижению социальной устойчивости?

Цели по социально устойчивому развитию были включены в пересмотренный Генеральный план в 2010 году. Цена на аренду и покупку квартир в западной части HafenCity выше, поскольку она основана на первоначальном генеральном плане, созданном в других политических условиях. Сейчас воплощаются цели социальной устойчивости. Некоторые проекты уже закончены, но большинство из них будет запущено в этом или следующем году. Результаты пока не очевидны, потому что это длительный процесс. Мы не можем сейчас дать оценку новой версии Генерального плана, потому что территория, к которой он относится, в настоящее время все еще застраивается. Но вероятно, это можно будет сделать уже через два-три года.

Как бы ты обобщил выученные на опыте Hafencity уроки?

Я бы сказал, что за последние 10–15 лет многие агенты принятия решений (decision-makers) и политические партии переориентировались на более зелёное и социально ориентированное развитие, которое вполне соответствует современному экспертному подходу к городскому планированию. На примере HafenCity хорошо видно, как в местную политическую практику проникли общемировые тренды, а также современные академические знания. Я думаю, что пересмотр Генерального плана позволил сделать мобильность более экологичным, жильё — более доступным, а застройку в центральной части города — более плотной и многофункциональной.