Дмитрий Бибиков


Доброй пятницы, урбанисты и урбанистки!

Главная тема текущего обзора — внезапное явление окончательных или близких к таковым рендеров ЖК компании «А100» на месте бывшего троллейбусного депо в Минске. Представленный проект — чуть ли не первый со сталинских времен шанс получить в центре города приличный ансамбль и новое общественное пространство. Обратите внимание на пробитую к заводу «Горизонт» пешеходку и малую площадь у входа в комплекс: в Минске же вообще почти нет площадей, а новых не было создано ни одной почти за полвека! «А100» заслуживает комплиментов как в целом за свою революционную роль в городском жилищном строительстве, так и в частности за этот проект. Страшно даже подумать, что бы тут построила «Дана». Больше никто из крупных (да и любых) застройщиков в Минске не следует европейским модам и, что важнее, ценностям в создании жилой среды. Весьма интересно было бы узнать, какой проект для этого участка предложили давние партнеры «А100», бюро LEVEL80 architects, хорошо известное минчанам по своему контр-проекту бизнес-центра на Октябрьской площади.

Предложенный проект, впрочем, не лишен проблем, и лежат они в характере плана застройки. Едва ли широкая общественность Минска спит и видит, как бы в центре города скорее появилось побольше элитного жилья, потому (обманчивое) визуальное удешевление проекта только радует. По-прежнему огорчает факт планируемого сноса зданий депо: это колоссальная потеря для города. В Минске вообще немного визуально привлекательных промышленных зданий, мало их в центре, и совсем крошечная их доля расположена среди жилья, где они могли бы быть настоящей жемчужиной целого района. Судя по всему, зданию депо будет построена символическая замена. Одновременно радостно, что в каком-то виде сохранится память места, и печально, что оригинальное здание будет уничтожено, причем застройщиком и архитекторами, которые вполне понимают его ценность.

Поскольку примеры более тактичного обращения с исторической промышленной застройкой приводились в недавнем обзоре, сейчас поговорим о проблемах с планом застройки. Речь об уровне так называемого «урбан дизайна», который находится между архитектурой отдельных зданий и градостроительной планировкой. Принципы и методики проектирования в этом масштабе очень хорошо показаны в классическом британском пособии Urban Design Compendium — оно достаточно наглядно, чтобы быть полезным не только для специалистов. В идеале застройку территории бывшего депо стоило планировать аналогично тому, как продумывалось послевоенное восстановление западного Берлина. Речь о том, чтобы восстанавливать и дополнять существующую ткань города с созданием новых сомасштабных человеку общественных пространств. Здания при этом должны следовать массам и формам уже существующим на месте, но не копировать их декор. Архитекторы проекта проявляют не совсем уместную оригинальность, хаотично (авторски!) расставляя дома, — хотя дело тут, наверное, и в наших строгих нормах по инсоляции и пожарной безопасности. Недавние примеры удачного урбан дизайна — районы Зеештадт Асперн в Вене и Нойе Митте Альтона в Гамбурге.

Holstenareal (Cross-Architecture)

Сразу несколько публикаций за последнее время посвящено активизации горожан, которые не только занимаются обустройством своих дворов и спортплощадок, но и предлагают проекты-видения для ключевых городских общественных пространств: набережной Немана в Гродно или площади Ленина в Гомеле. Совершенно здорово наблюдать это оживление, критически важное для улучшения жизни в наших городах. В вопросах совместного принятия решений мало кто может сравниться со скандинавскими странами, потому вашему вниманию крутая финская организация, которая занимается дизайном и тонкой настройкой совместного созидания.

В Минске появляются первые «Табакерки». Интересно наблюдать за общественной дискуссией по этому по поводу, в особенности за явной неприязнью, которую они вызывают. Этот случай, наряду с появлением «Даны» в качестве главного застройщика Минска, может иллюстрировать слом или по крайней мере заметное изменение негласного общественного договора между минчанами и «горисполкомом»: вы не рвётесь участвовать в принятии решений, а мы о вас минимально заботимся, пускай и на свой лад. Очевидно, этот договор более не действителен: сложно увидеть, что общество выигрывает от появления табачных ларьков или сверхплотных жилых комплексов с режущей глаз провинциальной архитектурой и нещадной эксплуатацией своего расположения в городе. Представители «Даны» заметно стараются не оставить ни у кого сомнения в морально-этических качествах организации: чего стоит циничное интервью с одним из её топ-менеджеров, посвященное скандальному бизнес-центру на Октябрьской площади. Будет крайне любопытно следить за последствиями утверждения охранной зоны парка Челюскинцев, в которой нельзя строить здания. Говоря простым языком, это что, теперь не построят восемь 25-этажных столбиков вдоль его границы?!

Впрочем, общественный договор в стране меняется не только в худшую сторону. Пока развивается история с понижением допустимой скорости в городах РБ, стало известно, что рекламные растяжки не вернутся на проспект Независимости. Сложно сказать, было ли это результатом требований онлайн-петиции: в РБ нечасто объясняют публике мотивы принятия решений. Но хочется всё же надеяться на зарождение диалога, особенно после того как председатель горисполкома Анатолий Сивак рассказал, что учитывает комментарии в интернете. Горожане и прежде не были совсем лишены голоса, но могли быть услышаны только если вместе и очень громко кричали «Нет!». Моральная правда не всегда была на стороне кричащих и услышанных, но с настолько ограниченными средствами общения вообще мало возможно построить нормальный диалог. Если петиции действительно станут первыми ласточками общего разговора о будущем города, то горожанам очень важно научиться громко реагировать и на успехи, доносить до руководства города свое одобрение: ведь даже невыборное руководство зависит от общественного мнения.

В последнее время чтение газеты «Минск-новости» становится попросту обязательным, настолько много полезной информации в ней появляется. Так, они сообщают о том, что наземный общественный транспорт Минска кардинально обновится, возможно будет введена дифференцированная оплата проезда, а также, видимо, в следующем году начнётся проектирование трамвайной линии в Сухарево. Много новостей про общественный транспорт, а последняя из них служит хорошим повод перечитать историю минского трамвая!

Наконец, «Минск-новости» пишет о том, что в городе задумались над изменением практики городского озеленения. Практически одновременно появилась петиция, требующая заменить заборы вдоль улиц на кустарники. Совпадение? Скоро узнаем!

Возможно, будет усилена борьба с неправильной парковкой в Минске. Парковка — одна из самых острых повседневных тем в городе, потому не помешает познакомиться с её концептуальными аспектами. Так, гуру американской да и мировой транспортной науки, Дональд Шуп кратко обозначает, насколько дорого обходится городу бесплатная парковка, особенно когда значительная часть населения приезжает в город из пригорода. Но каким бы технически и (намного чаще) социально-политически проблемным не был вопрос парковки, есть классические способы сделать ситуацию лучше.

Парой роскошных аналитических материалов за последнее время порадовало Минское велосипедное общество. Первый из них посвящен развитию велодвижения и микромобильности в Минске за 2019 год. Второй и, пожалуй, более противоречивый, касается анонсированной интеграции законодательства Беларуси с законами РФ. Круто видеть настолько подробный и взвешенный анализ темы, с выводами которого во многих пунктах сложно спорить. Даже если законодательство РФ в каких-то аспектах более прогрессивно, то при ведении городских дел в соседней стране им очень часто пренебрегают. И нет никаких гарантий тому, что при унификации беларусских законов с российскими Беларусь не переймёт и практику их (не)выполнения: силовые захваты малоэтажных участков под высотное строительство (иногда — с поджогом целых жилых кварталов, как в Ростове-на-Дону), закрытие целых троллейбусных и трамвайных систем (в том числе — в городах-миллионниках, например, Воронеже, Перми и даже Москве), вырубка парков под строительство храмов (на пожертвования, а также государственные — то есть налогоплательщиков — деньги).

Бульвар Космонавтов в Бресте

Завершим отечественную часть этого обзора на хорошей ноте: 7 октября исполнилось 10 лет Галерее современного искусства «Ў» в Минске! У многих из нас самые теплые воспоминания о первом в Минске месте, где стало можно почувствовать себя европейским городским интеллигентом. Говорят, что некоторые люди “не из тусовочки” чувствовали себя не настолько комфортно в здании бывшего пункта приема стеклотары, зато другие (в том числе я) назначали там каждую вторую дружескую или деловую встречу. Галерея «Ў» повлияла на стиль жизни и мышления десятков тысяч минчанок и минчан, потому хочется пожелать ее команде еще долгих лет успешной работы. Любопытно, обращались ли к ним представители «А100» с предложением создать филиал галереи в рамках строительства ЖК на месте бывшего депо? Кажется, это было бы очень хорошим ходом и точно улучшило бы комплексу карму.

Новости из англоязычных ресурсов

7 октября не только день рождения галереи «Ў» в Минске, но и всемирный день метрополий. Этот день посвящен обмену опытом по решению проблем самых крупных городов и кооперации между различными акторами на национальном и местном уровне.

Проблемы с окружающей средой, как в городах, так и за их пределами все чаще становятся предметом беспокойства самих местных жителей. Вооруженные современными технологиями citizen sensing, горожане могут самостоятельно задавать повестку и анализировать ситуацию. Public Lab является одной из организаций, которые работают в этой области и чей опыт было бы классно увидеть примененным в наших широтах.

Цифризация и общедоступность данных делают все более распространенными отличные малые исследования, сделанные и визуализированные с использованием пространственных данных. Один из примеров — проект Data Stuff, посвящённый картированию городских и не только явлений: наслаждайтесь и вдохновляйтесь!

В ряду модных слов, обозначающих аналитику городов, набирает популярность новое — science of cities. Под данным брендом в этом году даже прошёл целый саммит в Гамбурге, This City Science Summit.

Все деревья Портленда (США)

Напоследок хочется еще раз напомнить: города могут стать удобными для жизни только при активной работе над ними, тогда как проблемы и ошибки в них накапливаются естественным образом. Трудно найти тому свидетельство лучшее, чем сравнение фото голландского Утрехта из сегодняшнего дня и из эпохи господства автомобиля — такая и в этом городе очень даже была!

Утрехт до и после реорганизации его улиц