Дмитрий Бибиков

Доброй пятницы, урбанистки и урбанисты! Рад снова приветствовать вас на обзоре урбанистических новостей Минска и мира вокруг.


Тему сегодняшнему обзору задает знаменательное событие — десять лет исполняется одному из самых известных районов города, Каменной Горке! По ссылке можно найти плакат с информацией о мероприятиях. Если не впадать в ерничество, то сложно отрицать заметные плюсы этого района и в целом такого типа спланированного развития города: легкость обслуживания общественным транспортом, создание больших пространств без интенсивного движения автомобиля, наличие пространств, которые могут стать хорошими парками и т.д. Тем не менее, такой нью-социалистический способ развития города проблематичен, как в данный момент, так и в перспективе — открытые пространства избыточны и дороги в обслуживании, лишены качества и выраженного характера, застройка однотипна, а число рабочих мест и объектов обслуживания далеко от необходимого. Хочется думать, что новые поколения жилых районов города смогут сохранить плюсы такого типа жилья, исправив их недостатки.

Одним из примеров нового слова в отечественном жилищном строительстве стал жилой комплекс на Нововиленской, который на прошлой неделе презентовала компания «Айрон». Это долгожданная информация, поскольку речь о крупном и очень ценном участке. Однозначно радует появление еще одного масштабного проекта с приличной и достаточно современной жилой архитектурой. Если рассматривать его в ряду с недавно презентованными ЖК «Комфорт-парк» и МК «Фарфоровый», где архитектура также на уровне, а дворы имеют качественный ландшафтный дизайн и свободны от машин, то хочется видеть новый тренд в жилищном строительстве Минска. Однако есть и однозначно разочаровывающие моменты. Если архитектура комплекса и качество его дворовых пространств однозначно прогрессивны, то буквально все остальные пространства заняты пугающих, чудовищных масштабов парковками, которые организованы в четыре (!) ряда, разделенные тремя (!) полосами проездов! Получается своего рода архипелаг дворов в бурном море парковок, где с трудом можно рассмотреть ниточки пешеходных связей между жилыми группами. Возможно, в рабочих проектах этому критически важному элементу инфраструктуры будет уделено больше внимания, но пока он сильно недооценен. Судя по всему, застройщик полагает, что жители комплекса будут проводить все свободное время в парковой зоне Свислочи либо садиться в машину и уезжать подальше. Если оставить в стороне иронию, то такой способ проектирования не только не позволяет сформировать качественную среду для жизни, но и демонстрирует циничное, если не сказать жлобское, отношение застройщика: делаем качественным то, что люди купят (дома, дворы, парковка), за качество же буквально всего общего (в данном случае это парк у Свислочи как единственное место досуга) пускай отвечает город. Разумеется, на рендерах достоинства архитектуры демонстрируются на фоне милых хвойных деревьев, а не моря парковок; дети «реалистичным» образом послушно играют во дворе, а не снуют между машин с риском быть раздавленными соседями.

К счастью, есть и хорошие новости в сфере проектирования, а главное, концептуального видения городского пространства, которые показывают, что и в Минске возможно зарождение «жизни между домами». Речь об интервью с одним из архитекторов компании «А-100 Девелопмент», где он рассказывает о принципах, лежащих в основе дизайна открытых пространств её жилых комплексов. Это именно тот случай, когда нет никакого смысла комментировать интервью: его просто нужно читать и надеяться, что конкуренция заставит других застройщиков и их проектировщиков двигаться в этом же направлении.

16 — 22 сентября прошла Европейская неделя мобильности, мероприятие по популяризации средств передвижения, альтернативных личному автомобилю. Минское велообщество, пожалуй, самое активное и успешное городское НГО в Минске (и РБ), выступило организатором заметного числа активностей, приуроченных к этой дате. В целом, ситуация с велодвижением в Минске движется в лучшую сторону, причём, что приятно, происходит это при активном участии как администрации города и представителей третьего сектора, так и бизнеса. Примером последнего тренда можно считать появление безстанционного велопроката Колобайк, а также обещание Мотовело организовать станционную альтернативу. Трудно передать словами, насколько повсеместно доступный городской велопрокат меняет ощущение от города. Далеко не всякий тип городской инфраструктуры делает его пространство насколько приятным, а возможность оставить велосипед у остановки общественного транспорта позволяет перемещаться на большие расстояние быстрее и удобнее. Вкупе с сервисами доставки еды, именно городские велопрокаты зачастую помогают сделать город по-настоящему удобным для всех велосипедистов. Все люди доброй воли должны быть активными пользователями таких сервисов и, голосуя кошельком, делать свой город лучше!

Еще одна хорошая новость — успех кампании за снижение максимальной скорости движения в городах Беларуси до 50 км/час — по крайней мере, предварительный. Если это произойдет, улицы не только станут безопаснее, но и движение на них станет более плавным,что поможет как общественному транспорту и самим автомобилистам.

БелЖД проводит анкетирование к Единому дню пассажира. Это не только хороший тон, но и важный пример близкого концепции гражданской науки (citizen science) современного подхода к улучшению среды, в том числе, городской. Хорошим примером применения такого метода для города является свежий проект Hush City, который посвящен исследованию звукового ландшафта города с отдельным акцентом на поиске тихих мест для отдыха.

С начала года в Минске построили меньше жилья, чем в Минском районе. Это свидетельствует о том простом факте, что реальный Минск уже давно значительно перерос свои административные границы, а его население, по-видимому, давно перевалило за 2 миллиона.

Новости из англоязычных ресурсов

Крутая статья от Guardian Cities, посвященная исследованию того, как мы пользуеся общественными пространствами. Знающим людям это статья может напомнить документальный фильм The social life of small urban spaces, основанный на гораздо более раннем исследовании William H. Whyte.

Роскошный сайт, посвященный книге Trains, Buses, People, легко и красиво демонстрирующий логику общественного транспорта.

Хорошая статья о роли транспорта в историческом развитии городов обобщает факты, которые интуитивно понятны многим. Если же вы предпочитаете подкасты, то по ссылке найдете близкий по теме эпизод Reinventing transport.

Продолжение эксперимента администрации Барселоны по перекрытию большинства улиц с образованием «суперкварталов». Недавнее исследование показывает, что это решение позволяет значительно снизить смертность в результате ДТП. По иронии судьбы, упомянутая в начале обзора Каменная горка (да и любой микрорайон) как нельзя больше концептуально похожа на то, что внедряют как инновацию в Барселоне.

Немножко легкомысленной урбанистики в вашу ленту: список 50 самых крутых не-туристических районов городов мира. Возможно, через какое-то время в такой список попадет улица Октябрьская или район завода Горизонт в Минске.