Автор: Надежда Царенок

В мае мы приняли участие в воркшопе «Думай по-мински».

Основной задачей воркшопа для нас было создать интервенцию во дворе и получить положительный контакт с жителями.

Воркшоп – это еще один из инструментов партисипаторного проектирования. Через взаимодействие с нами жители общаются друг с другом, а значит становятся ближе друг другу. Вот она еще одна важная задача проектирования с участием жителей – построение сообщества. Можно сделать проект, благоустроить территорию, но если люди не вовлечены, то желаемого результата можно и не достичь. Когда человек знает часть своего вложения, он уже не будет относится равнодушно к такому месту. Мы надеемся в будущем вовлекать жителей в обсуждение их возможного благоустройства двора, так как через такие обсуждения люди договариваются между собой, как они будут использовать то или иное место.

Так как проводить какие-то очень серьезные собрания нам нельзя, иначе «особо активные жители» могли бы пожаловаться на нас, мы решили поработать с детьми: организовать детский праздник, попробовать спроектировать двор, в котором они бы хотели играть. Воркшоп был намечен на воскресенье. В субботу и пятницу мы понаблюдали за двором. Решено было наметить праздник на вечернее время с 16.30, так как дети выходят гулять на улицу где-то после 16.00. В субботу мы пришли во двор и «вылавливали» детей и их родителей и приглашали их прийти в воскресенье к 16.30 на праздник.

Мы договорились, что принесем мелки, чтобы порисовать с детьми на подпорной стенке. Большой лист крафта и фломастеры, чтобы порисовать на нем. Еще нужно было украсить площадку. Что может быть лучше надувных шариков? И конечно же мы хотели спроектировать с детьми их площадку. Узнать, что же они хотели больше всего у себя во дворе. Нужно было что-то и для родителей, поэтому мы договорились с местными о том, что они накипятят воду для чая и вынесут во двор. Отлично! Уже взаимодействие налицо!

В субботу девчонки разрисовали урну и оставили ее во дворе в надежде, что там будет чище.

null

В воскресенье мы пришли, и дети уже нас ждали. Мы начали украшать с ними двор надувными шарами. Беспроигрышный вариант. Понравилось всем!

null

null

null

Вот так двор выглядел до нас и с нами.

null

null

А дальше дети сами предложили написать «Добро пожаловать в наш двор!» Мы натянули большой кусок крафта на стенку ГРП и дали волю детям. И вот что вышло.

null

null

null

И, конечно же, просто веселились. Дети просили у нас провести дискотеку до позднего вечера.

null

А кто-то и призадумался.

null

Потом мы пошли разрисовывать подпорную стенку во дворе. Дети просто вырывали у нас мелки, чтобы начать рисовать. Мы попросили их рисовать то, что они хотят видеть у себя во дворе. Некоторые родители присоединились к своим детям и рисовали вместе с ними. Одна девочка сказала мне: «У вас тут так интересно, что уходить не хочется.»

null

null

Кто-то из родителей принес качели из дома, чтобы катать детей и закрепил их на турнике.

Потом мы принялись за совместное проектирование двора. У нас были небольшие бумажные карточки, на которых нужно было нарисовать, что может быть во дворе и разместить на нарисованной детьми карте.

null

null

null

Стоит отметить, что дети в основном предлагали то, что они уже видели. В основном это были турники, качели, горки, площадка для катания на самокатах, замки, летний бассейн, батут, фонтан, футбольная площадка, баскетбольная площадка. Хотя было и предложение о площадке для ловли бабочек.

Воркшоп удался. Дети и взрослые остались довольны. Через несколько дней мы получили сообщения, что жители, которые не смогли принять участие, благодарили нас за проведенный праздник. Приятно. А потом наступило время рефлексии и обдумывания.